?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Можно быть уверенным в себе самом, в своем превосходстве, в своем успехе, и это противно и глупо; можно быть завороженным опасностью неудачи, и это трусливо; можно вибрировать между вожделением успеха и страхом неудачи, и это суетливо и низко; можно, наконец, сделаться безразличным к будущему, и это — смерть.

Благородство и радость — в выходе за пределы этих четырех возможностей, в том, чтобы весело идти в темноту, наперед приняв на себя последствия, чтобы совершенно серьезно, «как хорошее дитя», вкладывать силы в игру, одновременно относясь к ее исходу легко, с полной готовностью быть побитым и смешным. Говорят, будто смех убивает. В мире Честертона смех или, еще точнее, осмеяние животворит свою жертву, если она уже имеет в себе достаточно жизни, чтобы принять все, как должно...

... бытие хорошо не тем, что оно идет к лучшему, а тем, что оно противостоит небытию, и, чем бы ни кончилась битва, нужно с благодарностью принимать именно ее риск, ее нерешенность, ее непредсказуемость, с которой, как уже говорилось, связана свобода человеческого выбора.

Человеку дан шанс — чего еще он может требовать! Благодарное приятие риска сделает самые обыденные, самые привычные предметы блистательными драгоценностями, как в перспективе нерожденного ребенка, мечтающего о чуде рождения...
...Это нечто противоположное — рыцарское братство сущего перед лицом небытия, боевое товарищество в священной войне против тяги к распаду, против тлена и растления, против ничто. Пессимист и самоубийца — для Честертона дезертиры, достойные осуждения, потому что в разгар битвы нельзя предавать «флаг мироздания», круговую поруку бытия. Предпочесть бытие небытию — уже решимость и вызов, уже согласие на риск. Поэтому в мире так много красоты; вся эта красота — как блеск доспехов воина, вышедшего на смертный бой.

Блеск доспехов — зримое соответствие идеала чести. Если риском оплачена свобода человеческого существа, его болью и смертью оплачена его честь.

Между тем время шло своим чередом, и за старый идеал чести делалось не на шутку страшно. На дворе стоял век прогресса, век трестов и монополий, специалистов и экспертов, деловой, научный, прагматический век. Честь — при чем тут честь? Но расстаться с честью — значит отдать все, чем оправдывает себя бытие. Осуществление того, что Достоевский назвал «правом на бесчестие», беснование разнузданных сил техники, утрата человеческой меры, напор голой целесообразности — личины небытия. ..
С. С. Аверинцев: Г. К. Честертон, или Неожиданность здравомыслия.

Tags:

Поиск по блогу
Яндекс
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
rasumov_ab
Nov. 25th, 2009 03:47 pm (UTC)

Когда б
нам захотеть всей волею -- тотчас
открылось бы, как близок Бог. Едва
достанет места преклонить колена.


mysea
Nov. 25th, 2009 04:28 pm (UTC)
Да, на самом деле - именно об этом и речь. О Боге и дерзании верить в Него.
rasumov_ab
Nov. 25th, 2009 04:31 pm (UTC)

"именно об этом и речь".

Ага. Об авторе.

mysea
Nov. 25th, 2009 05:11 pm (UTC)
Да.
rasumov_ab
Nov. 25th, 2009 05:43 pm (UTC)

Знаете, что интересно. Автор сберёг детский тайный взгляд на мир. Вы, кстати, тоже.


С другой стороны, попробуем поспорить с автором.

«Можно быть уверенным в себе самом, в своем превосходстве, в своем успехе, и это противно и глупо».

Позвольте, спрошу. Никогда, ни разу, ни одного дня Вы не испытывали летящей феерии, полного, абсолютного превосходства над событиями и людьми??
Или хотя бы то самое: «Остапа понесло», никогда не навещало?
Как только внутри Вас являлись эти крылатые чувства, Вам тотчас каждый раз становилось «противно и глупо»?

Не верю в эту хрень литературную.

До чего забитым и одиноким ребёнком вырос Сережа, чтобы под старость так писать.


mysea
Nov. 25th, 2009 07:02 pm (UTC)
Знаете, не сразу становилось, а потом. Когда вспомнишь, каким ходила гоголем, как уверенно говорила, а ведь, наверняка, и не особенно была умна, и ничего не говорила нового, и вот ногти были ненакрашены - стало быть, и красота неочевидна...Неудобно как-то, да:)
rasumov_ab
Nov. 25th, 2009 07:57 pm (UTC)

Простите, если чего.

mysea
Nov. 25th, 2009 08:00 pm (UTC)
Вы же знаете, мне нравится с Вами разговаривать:)
rasumov_ab
Nov. 25th, 2009 08:41 pm (UTC)
Солнце.

Блин. Вы не так меня представили. Для этого ответа Вам с трудом по взятому взаймы словарю подобрал слова.

Мы сеем-пашем, в основном.

mysea
Nov. 25th, 2009 08:44 pm (UTC)
Re: Солнце.
Ничего, со словарем у Вас отлично получается:) Мне нравится:)И Вы со словарем (:) ) отлично пишете. Всегда читаю с интересом и удовольствием.
rasumov_ab
Nov. 25th, 2009 08:57 pm (UTC)
Re: Солнце.

Простите меня, сударыня. Прекращаю шутить. Прошу об одном. Не принимайте меня как нечто данное. Я случайно здесь.

sviridenkova
Nov. 25th, 2009 03:56 pm (UTC)
"Но расстаться с честью — значит отдать все, чем оправдывает себя бытие"... Как это верно и точно замечено!
mysea
Nov. 25th, 2009 04:27 pm (UTC)
Авенцкв - умница. Очень люблю и его, и Честертона.
engraverrrr
Nov. 25th, 2009 07:42 pm (UTC)
Благодарю, очень интересный отрывок! Обязательно найду всю книгу.
mysea
Nov. 25th, 2009 07:46 pm (UTC)
Не пожалеете.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

молоко
mysea
my_sea

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com