?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Николай I, любивший Москву, что он показал особенно своими заботами о ней в холеру 1830 года, много трудов посвящал ее украшению. Главными его постройками в Москве, характеризующими его, эпоху были Большой Московский дворец и храм Христа Спасителя: они более носят на себе русский характер, чем сооружения XVIII и начала XIX веков.
Много забот посвятил император Николай I Кремлю. Прежде всего он восстановил разрушенный Арсенал и вдоль стен его приказал расставить под русскими орлами трофеи 1812 года-пушки отбитые у "великой армии". Их всего 875; принадлежали они не одним французам, а и австрийца, пруссакам, итальянцам и друг.

Арсенал

Новою постройкою этого государя в Кремле является здание Оружейной палаты, на месте древнего конюшенного приказа, куда были перенесены государственный драгоценности и древности из здания, подстроенного императором Александром I на месте Царе-борисовского двора и обращенного в казармы. Оно прежде не отапливалось и мало было приспособлено для хранения древностей.

Оружейная палата.
Николаевская Оружейная палата была окончена в 1851 году. Ему же принадлежим и постройка кавалерского корпуса, размещающего служащих при дворе.

Но самою главною и самою характерною для Николаевского стиля постройкой является Большой Кремлевский дворец.


"Кремлевский дворец мой, - писал император Николай Павлович, по случаю освящения в 1849 году своего нового сооружения, - изящное произведение зодчества, будет новым достойным украшением любезной моей древней столицы, тем более, что он вполне соответствует окружающим его зданиям, священным для нас и по соединенным с ними воспоминаниям веков минувших и великих событий отечественной истории". Величаво глядит он с высоты Кремлевского холма на расстилающиеся пред ним город и реку и с своим золотым куполом и шпилем очень издалека виден и гармонично сливается с древними кремлевскими сооружениями. Чем-то русским, как и от музыки Глинки, веет от этого дворца.
В громадном четвероугольнике, занимающем десятину с четвертью, дворец Николая I охватил собою древние терема, старинные дворцовые церкви и находящийся на внутреннем дворе храм Спаса на Бору. Дворец заключает в себе до 700 комнат, которые разделяются на парадные, с главными залами: Георгиевской, Александровской, Андреевской и Владимирской (в два света, почему дворец представляется трехэтажным), и жилые (государя и государыни, наследника, фрейлин и других придворных). Главный фасад обращен на юг к Москве-реке. Восточной стороной он соединяется с Грановитой палатой, с северной стороны с теремами, и западной с Оружейной палатой, переход которой обращен в зимний сад. Нижний этаж дворца устроен выступом, от чего во втором этаже образуется громадная терраса, с которой открывается прекрасный вид на Москву и ее окрестности. При закладке дворца, 30 июня 1838 года, под цоколь угла, где находится кабинет Его Величества, положена была металлическая доска с надписью: "Заложен в царствование Императора Николая I, под управлением министра императорского двора генерала от инфантерии князя Петра Волконского и обер-гофмейстера барона Боде. Строителем был архитектор Константин Тон". Его проект лично рассматривал, исправлял и утверждал сам государь. 3 апреля 1849 года, в день Пасхи, в присутствии государя и всей царской фамилии совершилось освящение нового дворца.
В остальных частях своих Москва не подражала примеру императора Николая I, очевидно, желавшего освободиться в зодчестве от западных стилей: она, по-прежнему, в частном строительстве, шла по линиям ренессанса, барокко, рококо и ампира, делая иногда из них антихудожественные смешения. В самом быту своем, в высших классах она западничала, а в низших слоях, за Москвой-рекой, придерживалась той старины, которую впоследствии стал выводить Островский в своих комедиях из московского купеческого быта. Попытка К. С. Аксакова, уже после смерти императора Николая Павловича, ходить в русского покроя одежде, напоминавшей русское обмундирование ратников ополчения в Севастопольскую войну, считалась в интеллигентной среде чудачеством и кривляньем.
Но, несомненно, сам государь тяготел к старине, что видно из того, что он очень заботливо относился к реставрации старинных придворных храмов и царских теремов, те же его влечения сказались и в выработке нового плана для постройки на новом месте обетного храма Христа Спасителя в память войны 1812 года.
Прекратив в 1827 году все работы по постройке этого храма на Воробьевых горах, государь сам выбрал место для нового сооружения, вблизи Кремля на Волхонке, на берегу Москвы-реки, где стоял Алексеевский женский монастырь, перенесенный по Высочайшему повелению за Красный пруд. Составление проекта храма поручено было архитектору Тону, а проверка его и осуществление особому комитету.





Проект Витберга на Воробьевых горах

Отвечая мыслям государя, зодчий этот отрешился от колонн и обелисков Витберговского проекта, а также от его мистическо-христианских идей и в основу своего плана положил близкие нашему народу образцы русско-византийских храмов и, применяясь к ним, выработал совсем иной храм-памятник. Основание храма представляет квадрат, имеющий с каждой стороны по выступающему порталу, что придает ему вид четырехконечного креста. Здание увенчивается пятью главами, из которых средняя превосходит остальные своими грандиозными размерами: она поставлена на огромной круглой с большими окнами трибуне и видна за много верст от Москвы. Две четырехугольные трибуны меньших глав служат колокольнями. Внешние стены храма украшаются мраморными горельефами, избрать содержание коих было представлено митрополиту Филарету, а исполнение скульпторам Рамазанову, Логиновскому и Клодту. Бронзовые двери с изображением святых были поручены скульптору графу Толстому. Алтари должны быть устроены из белого мрамора, внутренние стены а также коридоры облицованы разноцветными мраморами.
Высота храма определена в 48,5 саженей, пространство, занимаемое им, в 1500 саженей, а стоимость в 15 миллионов.
10-го сентября была торжественно совершена закладка грандиозного храма. Но императору Николаю I суждено было лишь выстроить наружные стены его, а сложная внутренняя отделка выпала на долю его сына императора Александра II и внука-Александра III.
Важное значение для Москвы, имела постройка Николаевской железной дороги, первого, если не считать Царскосельскую ветку, рельсового пути в России.

Открытие железной дороги Москва-Петербург. Вид Каланчевской площади

Она, вместо нескольких суток путешествия в северную столицу на лошадях, приблизила ее к нам до одного суточного переезда, чрез что влияние Петербурга на Москву очень усилилось. Вместе с тем это сооружение Императора Николая I положило начало созданию у нас целой сети железных дорог, средоточным узлом которых сделалась наша столица, вследствие чего увеличилось ее притягательное значение для всех отраслей русской жизни, на юге, западе и востоке, до Сибири включительно. Но прежде дальнейшего соединения Москвы рельсовыми путями со всеми окраинами России, москвичам пришлось пережить Севастопольскую войну, повлекшую за собою очень много перемен в нашем отечестве.
Москва патриотически встречала и провожала войска и ратников разных ополчений в Крым, прилежно изготовляла перевязочные средства для раненых, собирала для них щедрые пожертвования, но мало думала о готовившихся важных переменах в России.
Для нее самая кончина Николая I в разгар Севастопольской войны была неожиданностью.
"ИЗ ИСТОРИИ МОСКВЫ 1147-1913" ОЧЕРКИ В.В.НАЗАРЕВСКОГО
Поиск по блогу
Яндекс
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
zina_korzina
Jun. 21st, 2009 07:44 pm (UTC)
Николай Павлович - наш кумир и душка.
mysea
Jun. 21st, 2009 07:49 pm (UTC)
Невыразимый! Душка!Посмотрел фиалковыми глазками, и давай Москву украшать!
zina_korzina
Jun. 21st, 2009 07:51 pm (UTC)
Ой, как Вы сказали... Прямо счастье.
mysea
Jun. 21st, 2009 07:53 pm (UTC)
Потому что про нашего душку, с любовью и восхищением:)
zina_korzina
Jun. 21st, 2009 07:55 pm (UTC)
Коллективная любовь...
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

молоко
mysea
my_sea

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com