my_sea (mysea) wrote,
my_sea
mysea

Русалья неделя.

Неделя после праздника Троицы называлась Русальною. В эти дни, особенно в деревнях, рассказывалось много былей и небылиц про русалок. Кто такие эти русалки? Пособницы бабьих и девичьих дум, мечтаний? Или, наоборот, вредительницы для них? Известно, что живут они в реках, но на Троицыной неделе выходят из воды и любят сидеть на ветвях берез, с тоской поглядывая в сторону девичьих хороводов.


И им хочется в эти пригожие дни насладиться и травами, и цветами, и всей красотой земной. Они могут стать помощницами в девичьих гаданиях, и потому девушки приносят им угощение — поесть-попить с праздничного стола. Но русалки могут стать и опасными для человека. В это время они всячески стараются очаровать его и, защекотав, утащить его к себе в воду. Бывалые люди верят в русалок и утверждают, что таких историй было множество. А вот откуда появилась эта вера? Народы древности всегда благоговели перед водой. Во-первых, воды рек, озер и морей — это прежде всего удобный путь, который преодолевали на лодках, плотах и парусниках. Во-вторых, вода почиталась как стихия, питающая почву и растительность. Поэтому людям казалось, что водой «заведуют» какие-то особые божества. Греки считали, что это — нереиды.


Римляне называли обитательниц водоемов наядами, или речными нимфами. А славяне были уверены, что их реки и озера населены русалками, владетельницами несметных сокровищ и чаровницами. Так веровали славяне в древности, когда были языческим народом. Но в христианские времена у славян возникло любопытное поверье, связанное с возникновением нечистой силы. Бог разгневался на строителей Вавилонской башни, которые пытались проникнуть в тайну Его величия. И он разделил строителей, смешав их языки. Они перестали понимать друг друга и разошлись, оставив башню недостроенной. А зачинщиков строительства Он наказал еще страшнее: отправил их сторожить воды, горы и леса. Кто в момент наказания находился в доме — стал домовым, кто в лесу — сделался лешим, а кто возле воды — отправился на вечное поселение в воду… Возможно, слово «русалка» имеет свое происхождение от русла реки, где она, но народному поверью, и пребывает. А может быть, название «русалка» происходит от русых волос, которые у этих существ так длинны и густы, что прикрывают своими роскошными, волнистыми прядями все тело? Другое народное поверье говорит, что все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, становятся русалками. Когда их души уносятся на воздух, они три раза просят себе крещение.


Если кто услышит этот призыв и даст им крещение, то есть скажет: «Я тебя крещу, Марья, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!» — тогда эти души возьмут ангелы небесные. Еще русалками становились взрослые утопленницы или купающиеся без креста, а также умершие до брака девушки. Русалки обладают вечной юностью. Они очень хороши собою. Иногда их представляют с рыбьими хвостами, но чаще всего это просто красивые девушки.Мужей у русалок не бывает. Но семейной жизни им тем не менее хочется. И они всеми правдами и неправдами пытаются заполучить себе суженого. Кандидатами в мужья становятся разведенные мужчины и те, у кого с женами нелады. Как их вычисляют русалки - непонятно, однако, встретив их на узкой дорожке, они предлагают разделить с ними брачное ложе. Не каждый в подобной ситуации может устоять, а русалкам того и надо. Насладившись любовью с живым человеком, русалка уговаривает его отправиться с ней в подводное царство, на полном серьезе утверждая, что ее избранник ни в коем случае не утонет, а, наоборот, будет жить под водой вечно. Очарованный словами нагой красавицы иной простак действительно лезет сдуру в воду, где, понятно, тут же и захлебывается. Ну а русалка, немного погоревав над утонувшим мужем, начинает искать себе нового.


Постоянным местом обитания русалок является «тот свет»: кладбище, озеро, река, дремучий лес. Близ жилых мест они появляются только перед Троицей и в течение недели после нее: качаются на гибких ветвях берез, кувыркаются в цветущей ржи и стараются заманить к себе случайного прохожего, чтобы поиграть с ним. Они странствуют по берегам своих рек, в близлежащих рощах и лесах, забираются на ветвистые деревья, чаще всего на старые дубы. В это время они много зла человеку не причиняют. Лишь у девушек, которые укладываются спать без молитвы, крадут пряжу, а потом разматывают ее, качаясь на ветвях дуба. На дне рек у них есть замечательные жилища: не простые дома, а хрустальные дворцы. Они сами выбирают себе царицу. Без позволения царицы русалки не могут не только погубить, но даже напугать человека. Но в русальную неделю людям следует быть настороже. Русалки могут завести парней и девушек в лес и там защекотать до смерти. Или утянуть с собою в воду… В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду. Но просьба эта кажется странной только на первый взгляд. Как уже говорилось, в русалок превращаются девочки, умершие до крещения в церкви и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и теперь уже умереть по-настоящему. И горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке. Гнев ее страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Именно поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести следующие слова: Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. После этого, как правило, невидимые ангелы подхватывают душу ребенка и уносят ее в рай. Правда, если их жертвам удается разгадать загадки, которые дают им русалки, таких смекалистых и находчивых обитательницы водоемов отпускают, не причинив им никакого вреда. Русские крестьяне заметили, что русалки появляются на земле в то время, когда полям нужна влага, а колосу сила. Поэтому они считали, что русалки помогают зреть богатому урожаю. Там, где они веселятся, будет хорошо колоситься рожь, а колос станет тяжелым от зерен. В воскресенье после Троицына дня русалки, выполнив свою задачу, якобы уходили из деревень в места своего постоянного обитания. Обряд «проводов русалок» в русских деревнях сопровождался весельем, смехом, шутками да прибаутками. Этот обряд чем-то напоминал проводы Масленицы. «Русалкой» назначали самую красивую девушку в деревне. Ее украшали лентами и цветами, но вместо нарядного платья на русалке была всего лишь одна рубашка. Девушка с распущенными волосами, верхом на кочерге, как ведьма, держа полено через плечо, выходила на улицу, где ее уже дожидалась толпа. Она «ехала» впереди, а за нею шли деревенские жители к ржаному полю. Там «русалка» старалась кого-нибудь схватить и пощекотать, но у нее отбивали жертву.
В лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без ее спроса вещь." Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба.


И Волов "Русалка и ея дочь"
Тогда «русалка» исчезала во ржи, а люди ей вслед кричали: «Мы русалку проводили! Теперь можно повсюду ходить смело!». После этого все расходились домой. А «русалка» позже тайком прокрадывалась к своему дому. Вечером, когда всходила луна, из домов высыпали девушки в белых сарафанах с бренчащими на груди монистами, с венками на распущенных волосах. Они становились в ряд и, взявшись за руки, вереницей шли за село. На пути передняя пара поднимала руки дугою, под которой, как под аркой, склонившись, проходили все остальные. А в некоторых районах России «русалкой» было чучело коня, которого под уздцы ведет погонщик. В самом чучеле скрывались двое парней, которые смешили собравшийся народ: они подпрыгивали, дергали ногами, выделывали всякие плясовые коленца, толкали людей. Погонщиком был парень, переодетый в женскую одежду, с глиняной маской на лице. Он старался удержать коня в нужном направлении. На спине такой «русалки» часто сидел шустрый подросток, смешивший народ прибаутками. За конем шли женщины, которые пели величальные троицкие песни. Процессия в сопровождении огромной толпы зрителей выходила к реке и там, разорвав коня на части, выбрасывала их в воду.


Билибин "Русалка"
Tags: Россия, легенды
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments