«Когда мне скучно, — сказал однажды Матисс, — я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву».
Лидия пришла к Матиссу по объявлению: разбирать архивы художника, которому , в силу возраста, нужна была помощь. Ей было 22, и она была очень красива.
После окончания работы с архивами Лидия начала ухаживать за тяжело больной женой художника Амели. Через некоторое время она согласилась переехать к Матиссам "с жильем и питанием" и оплатой труда сиделки. Постепенно отношения Лидии и Матисса стали очень близкими, но не в том смысле, который принято вкладывать в эти слова
На вопрос многих, была ли Делекторская женой художника, она сама ответила в одном из писем.
«... Вас интересует, была ли я „женой“ Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет „светом его очей“, а он для меня — единственным смыслом жизни».
Ежегодно Анри Матисс дарил Лидии два своих оригинальных рисунка: один — к Новому году, другой — ко дню ее рождения. Преподнося в дар свои произведения, стоившие огромных денег, Матисс хотел в то же время обеспечить ее будущее: ведь он был уже немолод , а она по-прежнему оставалась одинокой, да к тому же в чужой стране. Начиная с 1935 года, когда Лидия начала почти ежедневно позировать для Матисса, вплоть до лета 1939 года художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. Во многих из этих произведений так или иначе присутствует образ прекрасной славянки.
После смерти Матисса Лидия начала собирать рисунки, картины и автографы художника. Она распределила их между Эрмитажем и Музеем им. Пушкина
Она говорила: «В тот день, когда я открыла для себя, что каким бы ни был режим, правительство, руководители, в России немало людей, любящих произведения Матисса, я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища, которыми я владела, позволить им, не дожидаясь исчезновения поколения или поколений, познать уже сейчас творчество Матисса».
Урна с прахом Лидии Делекторской была привезена в 1998 году из Парижа и покоится под Санкт-Петербургом, на сельском кладбище в Павловске, где нашлись её дальние родственники. На памятнике надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности». А сейчас я вам покажу, как Родина отблагодарила Лидию Николаевну за её королевский дар
Journal information