my_sea (mysea) wrote,
my_sea
mysea

Categories:

Не такая уж "Неизвестная"

Искренне не понимаю, почему люди восхищаются этой картиной. Её персонаж с детства кажется мне какой-то высокомерной, наглой и тупой бабой. А главное, совершенно некрасивой



Кто-то вбросил совершенно абсурдную мысль, что это - портрет будущей княгини Юрьевской, любовницы Александра II княжны Долгорукой. Доказательства - ни одного, но главное - вбросить.

Начнем с того, что дама - не русская. Это же очевидно, правда? Не только мне :) 24 марта 1883 года писатель Петр Боборыкин сообщал в «Биржевой газете» о появлении в стольном граде «Неизвестной»: «Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа…»

Картина представляет собой портрет молодой женщины, стремящейся к высшему обществу из так называемого полусвета, проезжающей зимой в открытой коляске по Петербургу. О ее социальном статусе красноречиво заявляет всё: и одежда, и несколько надменный взгляд, и весь роскошный облик этой дамы: она сидит в открытом экипаже в центре Петербурга — столицы Российской империи — на Аничковом мосту возле Невского проспекта; на заднем плане слева виден Аничков дворец, справа — императорский Александринский театр. Одета женщина по последнему писку моды 80-х годов 19 столетия: это и шляпка «Франциск» (небольшая бархатная шляпка с белыми перьями), и пальто «Скобелев», отороченное соболями и лентами (выдающийся русский полководец Михаил Дмитриевич Скобелев был необычайно моден у светских дам Петербурга, а его неожиданная смерть, последовавшая в 1882 году, и романтическая история, связанная с этим (по Петербургу ходили слухи, что генерал скончался в постели известной проститутки, что действительно имело место быть и что усиленно скрывалось официальными органами, и всё новые слухи обрастали всё большими несусветными подробностями), ввергло его имя в еще большую моду, и последние писки моды назывались его именем), дорогие кожаные перчатки, золотые браслеты[6] и т. д. Специалист по истории костюма Р. Кирсанова отмечает: «Модный наряд героини И. Н. Крамского свидетельствует о наличии средств следовать за рекомендациями журналов, но ничего не может сказать об истинном положении дамы в обществе… Она не принадлежит к высшему свету, — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах общества. Во второй половине XIX века аристократическая дама уже не могла диктовать моду остальным — купечество располагало большими средствами — так выработался особый, несколько старомодный стиль, отличающий принадлежность к родовой аристократии» (Кирсанова Р. Костюм в русской художественной культуре // Вопросы искусствознания. 1997. № 1 (X). С. 487)

На портрете — модная капризная столичная красотка, обольстительная, сексуально чувственная, абсолютно безнравственная, знающая себе цену и мало интересующаяся кем бы то ни было и чем бы то ни было еще. Фон картины — это фон ее жизни: дворцы, театры, прогулки по Невскому проспекту… Есть и еще одна деталь, мало понятная современному зрителю, но хорошо понимаемая петербуржцами в 19 веке и создающая явный намек на социальный статус сидящей в экипаже красавицы: к Аничкову дворцу примыкает Александринский сквер, где собирались, несмотря на строгие запреты полиции, дорогостоящие, до 15 рублей (!!! — не сравнивать с современными ценами), проститутки. Эти сугубо петербургские детали местонахождения художником выписаны без подробностей, эскизно, но при этом остро узнаваемо. Столичные проститутки, по свидетельству доктора Ильи Конкаровича (1874—?), занимавшегося в XIX веке исследованием проституции, весьма неплохо ценились, их месячный доход составлял от 250 до 1000 рублей; вот данные месячного заработка в Петербурге конца 19 века: проститутки имели от 250 до 1000 рублей; прислуга получала 12 рублей, работница текстильной фабрики — 20 рублей, рабочий высшей категории — 100 рублей, а младший офицер — 120 рублей. Так что — материальный стимул очень поддерживал в минуты морально-нравственных страданий (если они вдруг появлялись) и рождал презрение к нищим и их мелким заработкам. Именно такая дама, уверенно поглядывающая на прохожих из зимней коляски, и представлена на портрете Крамского.

Через много лет после написания этой картины в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к ней.



Женщина на нем выглядит высокомерной и грубой, она взирает с вызовом и явственно нагла и вульгарна, ее деятельность и статус не оставляют никаких сомнений — дорогая проститутка или содержанка богатого нувориша или его праздного сыночка. Это дало повод утверждать, что художник вынашивал замысел создать обличительный портрет этакой столичной дамочки. Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты, и внешность приобрела более благородные манеры. Тем страшней и беспринципнее явился образ.

Тем не менее высокомерие и презрительность в отношении к окружающим в облике своей героини художник оставил. Критик В. Стасов увидел именно обличительный пафос произведения; он называл эту картину «Кокотка в коляске»

П. М. Ковалевский восклицал: «Разве это не одно из исчадий больших городов, которые выпускают на улицы женщин презренных под их нарядами, купленными ценою женского целомудрия. Портрет действительно обличительного свойства. И за такое обличение художнику спасибо»

Сегодняшние зрители, не отягощенные знаниями истории собственного государства, но исполненные патриотизма, видят в портрете «Неизвестной» красивую петербургскую даму 19 века, этакую свою предшественницу. И даже ищут в этом образе несуществующие благородство, одухотворенность и трогательность. Смеем вас уверить, ничего из этого художник не задумывал и ничего из этого в портрете нет и в помине. В созданном образе нет ни капли доброты — лишь надменность и презрение к тем, кто не умеет «делать деньги» и «красиво жить». Награждать благородством модную кокотку в дорогой коляске не стоит — ибо его нету. Хотя незнание истории и необразованность весьма помогают в облагораживании образов, того не стоящих.

[Источник]Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0)
Tags: картины
Subscribe

  • А закон в России есть?

    Похоже, нет больше. Закон-тайга, кто сильнее, тот и прав. Можно избивать беззащитного заключенного, которого Россия, даже говорить теперь о ней…

  • Пашинян к успеху шел..Алиев не оценил

    Собственно, я думала, что после Карабаха Армения будет постепенно исчезать с географических карт. Но не думала, что это произойдет так быстро. А не…

  • Как затравить принца

    Говорят, принцем быть хорошо. Все угождают, все кланяются, пирожными кормят, белого коня подводят, знай, надевай сияющие доспехи. Словом, жизнь…

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • А закон в России есть?

    Похоже, нет больше. Закон-тайга, кто сильнее, тот и прав. Можно избивать беззащитного заключенного, которого Россия, даже говорить теперь о ней…

  • Пашинян к успеху шел..Алиев не оценил

    Собственно, я думала, что после Карабаха Армения будет постепенно исчезать с географических карт. Но не думала, что это произойдет так быстро. А не…

  • Как затравить принца

    Говорят, принцем быть хорошо. Все угождают, все кланяются, пирожными кормят, белого коня подводят, знай, надевай сияющие доспехи. Словом, жизнь…