?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Внутренняя организация знаменитого кронштадского Дома трудолюбия, который разросся до размеров небольшого городка или, говоря сегодняшним языком, микрорайона, поражает новаторством, но и тщательностью и ответственностью, с которыми его создатели подошли к этому делу.

Помимо прочего, это было крупное учреждение просветительского характера.
Его первоосновой стали пеньковая и картузная мастерские, где в 1902 году, например, работало одновременно 7281 человек. Легкий труд был сознательно выбран, чтобы от нищих не требовалось каких-то специальных знаний и навыков. Важно было немедленно помочь им включиться в трудовую деятельность и почувствовать себя полноценными гражданами города. Но одновременно здесь открылись начальная школа и ремесленные классы для детей неимущих родителей: бесплатная начальная школа (в 1903 году обучалось 259 детей); мастерская для обучения различным ремеслам, главным образом резьбе по дереву (61 человек); рисовальный класс (около 30 человек); мастерские женского труда для девочек – шитье, кройка, вышивка (около 50 человек); сапожная мастерская.
В Доме трудолюбия была детская библиотека (в 1896 году в ней было 2687 томов) и даже своя зоологическая коллекция.



Для взрослых были открыты: воскресная школа, разбитая по степени грамотности на несколько групп (например, в 1897 году обучались 133 мужчины и 34 женщины, в основном моложе 20 лет); народные чтения (лекторий), часто с «волшебными фонарями», иногда с пением на духовные, исторические и литературные темы (в 1898 году средняя посещаемость была 264 человека); бесплатная народная читальня; платная библиотека (30 копеек в месяц).



И это еще не всё. Образовательных и просветительских заведений для бедных подобного масштаба в то время не было даже в столице, не говоря уж о губернских городах. Зато они стали появляться позже с учетом кронштадтского опыта. То, что не получалось осуществить указами царей и императоров, заработало благодаря энергии неравнодушного приходского батюшки. Это и была подлинная революция снизу. В этом виделся залог возможного обновления не только гражданского общества, но и Церкви, которая в синодальный период стала терять свое влияние на общественную жизнь.



Но отец Иоанн не был бы отцом Иоанном, если бы вместе с просветительскими задачами не старался решить и социальные вопросы. Эта сторона деятельности Дома трудолюбия была даже более обширна. Так, при Доме трудолюбия состояли: приют для беспризорных и «дневное убежище» для малолетних (по сути, детский сад); загородная дача для детей со своим огородом (что-то типа будущих пионерских лагерей); богадельня для больных и престарелых женщин; большой каменный ночлежный дом на 84 мужчины и 24 женщины (плата – 3 копейки за ночь. Внимание: для ночлежников выписывались две газеты!); бесплатная амбулатория, через которую в 1896 году, например, прошел 2721 больной; народная столовая, работавшая в течение одиннадцати часов каждый день, отпуская от 400 до 800 обедов; организация выдачи пособий деньгами, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. Чтобы помогать действительно нуждающимся, о них постоянно собирались сведения. Деньги выдавались в суммах от одного до двадцати рублей.



Важно, что вся эта помощь оказывалась всем бедным, без различия вероисповедания.
В 1891 году был построен еще и странноприимный дом (гостиница для паломников) с бесплатным отделением и платным – на 40 кроватей, поименованный в честь отца Иоанна. Именно об этой гостинице, где жили люди, приехавшие в Кронштадт специально, чтобы видеть отца Иоанна и получить его помощь и благословение, с такой иронией писал Лесков в своей повести «Полуночники».
Но почему Николай Семенович не обратил внимания на всё остальное?!

Это и есть главный вопрос. Почему никто из известных писателей и журналистов того времени не обратил серьезного внимания на рождение и деятельность Дома трудолюбия в Кронштадте, городе, который находился всего в нескольких часах езды от Петербурга?
Почему ни Лесков, ни Толстой, ни, скажем, Влас Дорошевич (кстати, написавший в 1908 году сочувственный некролог об отце Иоанне) не придавали значения инициативе несомненно выдающегося русского священника, вышедшего из среды самого простого народа? Почему, пока в газетах не разнеслась весть о нем как о чудотворце, его личность абсолютно не интересовала властителей дум, а когда стала интересовать, была воспринята с недоумением, как что-то уродливое и фальшивое?
Ответ на этот вопрос трагически прост. Потому и не заметили, что инициатива исходила от простого батюшки. От одного из многих приходских священников. В их глазах это были просто люди, поставленные архиереями на кормление в своих приходах. И только. Чего от них ждать?
Поиск по блогу
Яндекс
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
aspirin_for_all
Jun. 12th, 2019 06:20 pm (UTC)
Сословное общество.
vlad_v_af
Jun. 12th, 2019 06:52 pm (UTC)
С о. Иоанном Кронштадтским у Толстого не могло быть ничего общего. Из дневников "Желаете ли, православные, знать, что я думаю о Льве Толстом? А я вот что думаю и говорю: он объявил войну Церкви православной и всему христианству. И как денница и сатана отторгнул своим хребтом третью часть звезд небесных, т. е. ангелов, и сделал их единомышленниками с собою, так наш Лев, сын противления, носящий в себе дух его, своим "рыканием и хвостом: (Откр. 12, 4) отторг тоже едва-ли не третью часть русской интеллигенции, особенно из юношества, в след себя, в след своего безбожного учения, своего безверия -- Его безбожные печатные сочинения свидетельствуют о том."
http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1910_iz_dnevnika_ioanna_kronshtadskogo.shtml

Почему не заметили? Не хотели замечать, не по душе им это было.
mysea
Jun. 12th, 2019 08:02 pm (UTC)

Прав был батюшка. Толстовское унижение было паче гордости.

konrad1975
Jun. 13th, 2019 04:36 am (UTC)
нет, тут как раз прав был Толстой, а поп сжульничал применив метод обгавкивания, что для попа большой грех, ибо этим он губит не только себя, а и вообще всю церковь и веру христианскую. вообще никто из попов по делу Толстому так и не возразил, только лаяли зря и писали ругательства на совершенно справедливую в свой адрес толстовскую критику, Толстой ведь в этой ситуации был именно христианином, а имперские попы служили совсем другой стороне. да и угробили в 1917 году страну вовсе не революционеры, а вот такие как этот попы воспитывавшие своей двуличностью и службой мамоне этих самых революционеров.
mysea
Jun. 13th, 2019 03:35 pm (UTC)
Если честно, батюшка голосом гидрометцентра перечислил параметры, по которым Толстой отверг себя от церкви
konrad1975
Jun. 14th, 2019 03:49 am (UTC)
если Толстой и объявил кому войну, в чём я сомневаюсь зная этого персонажа и по другим его делам, то точно не церкви. Толстой критиковал именно те причины внутри церкви которые и привели страну в к весьма грустным событиям 1917 года. не ругать его надо было попам, а послушать смысл его слов, возможно это спасло бы не только миллионы жизней вполне приличных людей, но и саму страну.

особенно хреново, что всё сейчас словно повторяется и кончится это сначала властью либералов, а потом лютой диктатурой.
m_a_x_im
Jun. 12th, 2019 07:08 pm (UTC)
Боялись стать нерукопожатыми. Боялись, как и некоторые министры, травли либеральной прессы. Боялись быть обвиненными в мракобесии и стать врагами прогресса. Хотели того-же, но без религии - освободиться, итить.
Про какое это время я написал и сам не знаю.
mysea
Jun. 12th, 2019 08:01 pm (UTC)

именно. Боялись. Боялись таких же вот убогих крикунов , тогдашних креаклов. К чему этот страх привел, мы, увы, знаем

konrad1975
Jun. 14th, 2019 03:59 am (UTC)
нет, ничего подобного они не боялись, а скорее хотели ещё больше власти для себя, при этом напрочь отделили свои церковные интересы от интересов русского народа. вклад имперской церкви в разрушение страны был пожалуй даже больше чем вклад крошечной партии большевиков, их собственное поведение действовало гораздо сильнее любой вражеской пропаганды и разлагало народ до основания. именно на это и указал Толстой, а вместо учёта своих собственных церковных ошибок Толстого кинулись пинать лучшие церковные пропагандисты, чем ещё больше всё ухудшили, не зря ведь среди революционеров было столько поповских детей которые лучше других понимали во что превратилась тогда церковь.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

молоко
mysea
my_sea

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com