my_sea (mysea) wrote,
my_sea
mysea

Category:

Лола Монтес и русская литература

Лола Монтес, ирландка, выдававшая себя за испанку, певшая еще хуже, чем танцевавшая, стала в России, тем не менее, символом свободы , даже эдакой русской воли. Она шокировала и восхищала, гордая, взбаломошная, не терпящая над собой никакой власти



Имя Лолы Монтес всплывает там, где его совсем не ожидаешь. Так, исследователь творчества Достоевского Р.Г.Назиров в одной из своих статей пишет: "Углубленное чтение Достоевского требует анализа его аллюзии, для этого надо изучать литературный, культурный и исторический контекст его творчества… Часть этого контекста забыта литературоведами. Так, например, сцена сожжения ста тысяч в «Идиоте» — аллюзия на скандал, который закатила баварскому королю его фаворитка Лола Монтес, бросив в камин его подарок — жемчужное ожерелье (и старый король вытащил его из огня голыми руками).

Доказательством аллюзорной связи сцены из романа с этим скандалом является тот факт, что Лола Монтес гастролировала в Петербурге в годы молодости Достоевского и была выслана полицией за то, что при исполнении качучи швырнула в партер свою подвязку; что Людовик Баварский был порабощен Лолой и сделал ее графиней; что произвол Лолы Европа считала причиной баварской революции 1848 г.; что она была самой знаменитой женщиной Европы, а ее имя стало нарицательным для обозначения взбалмошной и эксцентричной красавицы" . Действительно, Лола была подвержена подобной аффектации. Ради скандала она кидала в зрительный зал самые разные предметы (веера, подвязки, башмачки). Образ темпераментной южанки (хотя по происхождению она была ирландкой) диктовал ей определенный тип театрального поведения. Лола могла публично отхлестать кнутом амазонки любого, кто покушался на ее честь. Она даже хотела стреляться на дуэли вместо своего возлюбленного Дюжарье, который плохо владел пистолетом и был-таки убит на поединке. Неуправляемая энергия Лолы, безусловно, очень схожа с той, которая свойственна «эксцентрической женщине» Настасье Филипповне. Но все-таки героиня Достоевского очень далека от реальной авантюристки Лолы Монтес.

Лола не страдала никакой глупой жертвенностью и бесконечным самобичеванием. Она сверкала и повелевала совершенно естественно, не тая за своими поступками и своей красотой никакой трагедии. До поры, до времени. Не будем забывать, что закончила-то прекрасная танцовщица раскаянием, чтением лекций на социальные темы, истовой верой и помощью униженным и оскорбленным. Прямо по Достоевскому
Tags: женщина, литература
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments