По легенде, сын новгородского князя Словена — Волхов был колдуном и превращался в крокодила, пожирающего людей. Вот как звучит эта легенда: «Старший же сын этого князя Словена Волхов, бесоугодник и чародей, ненавидящий людей, с помощью бесовских ухищрений стал колдовать и принял тогда облик лютого зверя, крокодила, и залег он в той реке Волхов, перегородив путь водный, и непокорных себе стал пожирать, а других хватать и топить. Потому и люди, находившиеся тогда в язычестве, называли того, окаянного, богом, и “громом”, или “Перуном” его нарекли; по-белорусски “гром” значит “ Перун”. Построил тот окаянный чародей для ночных волхвований на собраниях бесовских маленький городок на одном месте, называемом Перыня, где стоял кумир Перуна. А неразумные рассказывают сказки об этом Волхве,так говоря: “Вместо бога сел, окаянного заменяя”.
Наше же христианское истинное слово, проверенное неложным испытанием, свидетельствует об этом окаянном чародее-волхве, что он был жестоко побит и удавлен бесами в Волхове, и бесовскими чарами окаянными его тело было вынесено и выброшено на берег вверх по той реке Волхову, напротив того колдовского городка, что ныне зовется Перыня. И здесь с неразумными многими слезами погребен был окаянный, с великой тризной языческой, и могилу насыпали над ним очень высокую, как это принято у язычников. И по прошествии трех дней там, где совершалась тризна по этому окаянному, провалилась земля и поглотила мерзкое тело крокодила, и могила его стала на дне ада, и до сих пор, как говорят, есть следы этой ямы, ничем не заполняемой...» А ведь наши предки были людьми прагматичными и описывали лишь, то, что видели своими глазами.
А потом крокодилы там , вообще, размножились
«В лета 7090 (1582). Поставиша город земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша крокодили люгии звери из реки и путь затвориша; людей много поедоша. И ужасошася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша».
Крокодилы стали, практически, как курицы. Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 16 веке, врать не станет
«Эта область изобилует рощами и лесами, в которых и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят в своих домах неких змей на четырех коротких лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину (до 70 см. — С.В.). Называются они GIWOITES, другие зовут их JASTZUKA, иные же SZMYA. У них есть определенное время, когда они кормят своих богов. Посередине дома ставят молоко, а сами располагаются на коленях по лавкам. Тут появляется змея и шипит на людей, как рассерженный гусь, и тогда люди молятся и поклоняются ей со страхом до тех пор, пока та, насытившись, не вернется на свое место. Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество».
Ему вторит Джером Горсей, торговый представитель английской компании, дважды посещавший Россию в период с 1573 по 1591 года. В отчетах о своих путешествиях он делится впечатлением от встречи с чудовищем неподалеку от Варшавы и называет его «crocodile serpent». Если верить словам торговца, то он и его спутники повстречали тварь, внешне напоминающую известного нам крокодила, змею и огромную ящерицу. После убийства животного, как отмечает Горсей, на путников обрушилось страшное зловоние такой силы, что торговец заболел и целую неделю провел «на больничном» в соседнем селении. Впрочем, историки не сильно доверяют рассказам торговых агентов из-за любви последних к преувеличениям. Однако в этот раз коммивояжер, скорее всего, сказал правду.
Так что, крокодил в Средней полосе, фактически, эндемик. Жуть в другом. "А в чем же?," - спросите вы. Сейчас ужаснетесь
Труп крокодила был обглодан!
Представляете? Это означает, что в Ладоге живет Тот, кто жрет крокодилов!
Кстати, само слово крокодил существует на Руси, как минимум с начала XII века. Например, историкам хорошо, известно Послание митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху, в котором есть вполне конкретное упоминание крокодила: «И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие». В не менее известной Ипатьевской летописи автор, восхваляя Романа Мстиславовича Галицкого, сравнивает его со львом, рысью, туром и … крокодилом. Вот эти слова: «устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур».
На памятниках древней русской культуры , сохранившихся на территории всей северо-восточной Руси можно встретить множество изображений крокодила или ящера на различных бытовых предметах – зданиях, колонах, бляхах, чашах, оружии.
Например, многоуважаемый академик Рыбаков считал, что факт существования «русского крокодила» не вызывает сомнений. В пользу этой версии он приводил названия топонимов многих рек и озёр Северо-Запада России: река Ящер, озеро Ящино, селения Ящера, Малая Ящера, или даже Спасо-Коркодильный монастырь, неподалеку от Клина. Сейчас это село Спас-Крокодилино.
Journal information