?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В 1830 году декабристы, шедшие из Читы в Петровский завод, получили такие впечатления: "Помещали нас в крестьянские избы. Избы имели по несколько комнат с обоями, большими окнами и досчатыми крышами. С одной стороны сеней была просторная комната для работников с могущественной русской печкой, по другую сторону от 2 до 5 комнат с голландскими печами; полы были устланы коврами туземного изделия. Стены и стулья были чисто выструганы и даже не было недостатка в зеркалах, купленных на Ирбитской ярмарке. Хозяйки гостеприимно угощали нас ветчиной, осетриной и разными пирогами. На дворах мы видели окованные железом телеги, хорошую сбрую, сильных и сытых лошадей и здоровых осанистых людей, производивших на нас удивительно хорошее впечатление. Было воскресенье: все шли в молельную, мужчины в длинных армяках синего сукна и в хороших собольих шапках, женщины в шелковых с собольим воротником душегрейках, на головах шелковые платки, вышитые золотом и серебром. Многие из них капиталисты: у некоторых — тысяч до ста". С1857 года в течение девяти лет семейские неустанно, беспрекословно и без особых ущербов для себя своим хлебом кормили Амур и не только отдавали зерно или муку даром, но приплачивали еще 10–20 коп. на пуд за доставку хлеба до Читы вольным возчикам (казна давала за пуд 60 коп., доставка из Тарабогатая, например, стоила 70–80 коп.).

— Отчего ваши соседи так бедны? — спрашивал один из декабристов.

— Как же им не быть бедными, — отвечал наш хозяин, — мы идем на работу в поле с петухами, а сибиряк варит себе кирпичный чай и пока соберется на работу, солнце ужа успеет высоко подняться. Мы уже первую работу сделаем и отдыхаем, а сибиряк в самую жару мучит и лошадь и себя. Кроме того, поселенцы предаются пьянству, они тратят каждую копейку и не могут скопить капитала.

В нашей дорожной книжке по горячим словам записаны следующие строки (16 янв. 1861 года): "Сибирским народом недовольны, как бичурские семейские, так и мухор-шибирские. Встанет сибиряк — чай пьет, в поле идет — глядишь, опять домой тащится есть; к вечеру опять дома чай пьет. Хозяйство для них второе дело. Опять же у нас молодяк до 20 лет водки не смеет пить, а у тех ему и в этом воля. Казаки же народ совсем гиблый и недомовитый, ни в чем они на нас не похожи".

Декабристы видели старика ПО лет, помнившего первые времена поселения, когда стремились не к водворению их, а имели в виду наказание. Старик жил в доме четвертого младшего сына, которому было 70 лет. Хотя сам дед и не работал, но, по привычке, постоянно носил топор за поясом. Рано поутру он будил своих сыновей и внучат на работу. Каждый из сыновей имел по отдельной избе со двором и амбаром и по отдельной водяной мельнице. "Зачем тебе, дедушка, так много мельниц?" — спросили его. Отвечал: "Видите, какие у нас поля!" — и указал на окрестные горы, повсюду засеянные. По богатству и довольству этих крестьян нам казалось, что перед нами русские в Америке, а не в Сибири. В этой области Сибирь никак не хуже Америки. Те же старообрядцы, живущие на основах общинного труда (прибавим мы от себя), счастливы результатами обеспеченной и сытой жизни именно потому, что во многом сходствуют с заатлантическими сектантами: квакерами, мормонами и др. Семейские имеют собственное общественное управление, при помощи которого поставили себя, до известной степени, в независимое положение. Они поняли секрет обходиться с чиновниками, готовые всегда к платежу податей и способные платить сверхкомплектные в виде поставок хлеба на полуголодный и ненастный Амур. Когда Амур лег на семейских неожиданною тяжестью, долговременные урожаи облегчили возможность борьбы с невзгодою; общинная справедливая раскладка по семействам довершила удачу борьбы и доставила им полную победу, несмотря на то, что на хозяев средней руки приводилось ежегодно взноса до 40 пудов (на богатых больше, на бедных меньше). Бедным, сверх того, предоставлено было право воспользоваться платою за доставку в Читу на сплавные лодки и баржи. Богачами сумели сделаться тарабогатайские, бичурские и мухор-шибирские староверы от торговли с китайцами, от казенных подрядов и доставок, в силу той находчивости и изворотливости великорусского человека, которые в равной степени и неизменно сохранены, как этими выселенцами из Белоруссии в конце прошлого века, так и живущими там же в наши дни. Такими же живыми, трудолюбивыми и предприимчивыми людьми староверы являются и за Байкалом между ненаходчивыми сибиряками, какими представляются их единомышленники и родичи между забитыми и полудикими белорусами гомельские, ветковские и стародубские староверы.

Сергей Максимов. "Сибирь и каторга".
https://kiowa-mike.livejournal.com/4696760.html
Поиск по блогу
Яндекс
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
mysea
Feb. 6th, 2018 02:52 pm (UTC)
Как уж в книге написано, так и запощено
aspirin_for_all
Feb. 6th, 2018 03:11 pm (UTC)
Новые технологии прикончили сибирскую торговлю.
mysea
Feb. 6th, 2018 03:18 pm (UTC)
Просто они умели и любили работать. Мой прадед мне говорил, а дед повторил: кто работал на селе , а кто пил.
aspirin_for_all
Feb. 6th, 2018 03:27 pm (UTC)
Мадам в деревне все работают. Пьянь физически не выживает. Хорошо заметно как после разрушения гуманного СССР быстренько вымерли все пьяницы.
А сибирская торговля через кяхту была убита суэцким каналом и трансибом.
mysea
Feb. 6th, 2018 04:29 pm (UTC)
Как-то мне кажется, что дед мой и прадед лучше знали
aspirin_for_all
Feb. 6th, 2018 08:17 pm (UTC)
Вы знаете что такое отходничество?

Богатсво в нечерноземье не от земли.
waldliebhaber
Feb. 6th, 2018 05:51 pm (UTC)
Хха, контрабас никто не отменял.
В том числе и вещества.

Я был в забайкалье на Котокели, как раз под боком старообрядческая деревня.
Достаточно нифига себе они себя чувствовали - щас походу вообще хорошо, судя по гугол-панорамам.
Правда вот какой-то сильно нефиговой силы и выносливости я что-то не припомню.
Но не своих не любили, любых.

Edited at 2018-02-06 05:52 pm (UTC)
mysea
Feb. 6th, 2018 05:53 pm (UTC)
Просто трудолюбивые и непьющие
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 6th, 2018 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 6th, 2018 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 6th, 2018 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 6th, 2018 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 6th, 2018 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 08:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 7th, 2018 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - o_apankratov - Feb. 6th, 2018 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - o_apankratov - Feb. 8th, 2018 06:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - o_apankratov - Feb. 8th, 2018 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - aspirin_for_all - Feb. 6th, 2018 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aspirin_for_all - Feb. 6th, 2018 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aspirin_for_all - Feb. 6th, 2018 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aspirin_for_all - Feb. 6th, 2018 08:39 pm (UTC) - Expand
aspirin_for_all
Feb. 6th, 2018 08:12 pm (UTC)
С контрабанды жить можно. Но это и близко не равно монопольная торговля чаем..
(no subject) - waldliebhaber - Feb. 6th, 2018 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aspirin_for_all - Feb. 6th, 2018 08:35 pm (UTC) - Expand
sonee
Feb. 10th, 2018 10:19 am (UTC)
ага.. чото за старообрядцев сейчас разговоров много пошло. на каждом углу прямо. случилось чего, что ли
mysea
Feb. 10th, 2018 10:39 am (UTC)
Ни один старообрядческий служитель не попался пьяным за рулем "Феррари". Поэтому, наверно
sonee
Feb. 10th, 2018 10:43 am (UTC)
интересная линия намечается. Но раньше-то о них не было столько разговоров.
Раньше их, кстати, обарывали, наоборот, в литературе (идея не моя, пою с чужого голоса, но согласна с этим)
mysea
Feb. 10th, 2018 10:51 am (UTC)
Для православной церкви они были еретиками и раскольниками
sonee
Feb. 10th, 2018 10:53 am (UTC)
знаю. но и сейчас то же самое. почему же о них заговорили.
(no subject) - mysea - Feb. 10th, 2018 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - sonee - Feb. 23rd, 2018 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 23rd, 2018 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonee - Feb. 23rd, 2018 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 23rd, 2018 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonee - Feb. 23rd, 2018 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonee - Feb. 23rd, 2018 12:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 23rd, 2018 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonee - Feb. 23rd, 2018 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 23rd, 2018 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonee - Feb. 23rd, 2018 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mysea - Feb. 23rd, 2018 03:21 pm (UTC) - Expand
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

молоко
mysea
my_sea

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com