Уникальный памятник русской старины - так называемая "ставротека", собрание походных, "путевых" икон, врезанных в доску-киот. От нее до сих пор пахнет избой...
Главное значение староверческой металлопластики в том, что она предназначена для духовного утешения людей гонимых, людей в скитаниях. Большинство икон имеют ушки для гайтана и всевозможные литые петельки. Гонимый человек носит свои духовные ценности на себе, на теле. Когда староверы оседали на земле или в укромном месте ставили скит, медные иконы или кресты врезали в деревянные доски, и сразу же получалось подобие домашнего иконостаса, прихотливо подобранного, отражающего муки странствий или мировоззрение хозяина.
Эта доска много претерпела в своей жизни. Ее покрывали олифой, которая через 100 лет становится черной - верная датировка. [ Spoiler (click to open)]Ее пересобирали. Из правого верхнего угла был вынут небольшой киотный крестик. Его могли отдать сыну, которого все-таки забрили в солдаты. Или сыну выделившемуся из семьи в отдельное хозяйство. Хозяин ставротеки вставил в пустое гнездо икону 19-века, и это оказалась четвертая по счету на этой доске Богородица. То же самое случилось и со складнем внизу - что там было, можно только догадываться. Только хорошо заметно, как был небрежен нового поколения мастер. Иконы, которые простояли в этой ставротеке по двести-триста лет, не вынешь ничем. Ковчеги для них резались с микронной точностью, с углами скошенными вниз, икона просто вщелкивалась в доску. Дополнительно, ее крепили клеем, как правило, из рыбьих костей. Специалисты не рекомендуют вынимать иконы из ставротек - будут повреждения доски - 100% .
Предположительно
1. Самый низ - Смоленская Богоматерь, младенец благословляет не двоеперстно, как кажется многим, и как могли посчитать в 18 веке власти, а имясловным благословением - в сложенных перстах можно прочесть титлы ИС ХС. Я не нашел в каталоге полностью идентичной иконы, хотя изводов очень много. Смоленскую очень любили староверы - за древлеправославные два перста.
2. Слева, выше - Богоматерь всех Скорбящих радости. Выпилок из складня, тоже 18 век. В изводе есть нечто "барочное", было тогда такое веяние в иконографии.
3. Верхний левый угол - Богоматерь Владимирская, даже близко похожий извод не нашел в каталоге. Тоже - 18 век, время составление ставротеки - по моему предположению.
4. Верхний правый угол - на место убранного малого киотного креста, вставили сюжетную вершковую икону - Поклонение Владимирской Богоматери. Икона очень дешевая, 30 рублей отдавали за пуд таких образков - так называемого "загарского" литья. По статусу, "загарское" литье в 19 веке было, как гаражный сервис против авторизированного дилером. Скорее всего, это переливок с оригинала - икона не замолена, а разобрать сюжет можно с трудом. Ближе к концу 19-го века.
5. А вот сразу под ним - редкая икона 17 века, "Избранные святые и Избранные праздники". Не вынималась, вросла, окаменела.
6. В центре - крест 18-го века с остатками светло-салатной эмали. В навершии - три ангела, Ветхозаветная Троица, а вот внизу обычно изображалась "Нечистивая" или "Разбойная" Троица. Римские воины разделяют на части ризы Христа. Староверческий мастер решил, что духовно-незрело на Распятии изображать таких мерзавцев, и заменил их нашими - Никитой Бесогоном и Николаем Угодником
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=353636585037654&set=a.110424826025499.1073741828.100011739456026&type=3&theater
Journal information