Он женился на прекраснейшей любимой девушке,сестре Императрицы. Бог не дал им своих детей. Но Великий князь не озлобился, а с любовью и благодарностью принял на воспитание племянников, оставшихся без семьи после смерти матери и отъезда за границу отца.
Отрывки из воспоминаний племянницы Сергея Александровича -Марии Павловны- я и хочу процитировать.
«Мой дядя, великий князь Сергей Александрович, был удивительным, но непонятным для меня человеком. Четвертый сын императора Александра II, он был в 1891 году назначен своим братом, Александром III, генерал-губернатором Москвы и продолжал оставаться на этом посту при новом императоре. Он занимал высокое положение, обладал большой властью и очень ответственно относился к своим обязанностям.
Лестница во дворце Великого князя Сергея Александровича.
Даже живя за городом, он постоянно принимал курьеров из Москвы и давал аудиенции.
Столовая во дворце Великого Князя.
С детских лет дядя Сергей и мой отец очень дружили, дядя был глубоко привязан к моей матери ( греческой принцессе Александре). Он воспринял как тяжелую утрату ее раннюю кончину, как я уже упоминала, в Ильинском, и был безутешен.
Пять поколений: Великая княгиня Мария Павловна с фотографией своей матери в руках стоит позади своей прабабушки, вел. княгини Александры Иосифовны, и бабушки Ольги, королевы греческой, которая держит на руках своего внука, сына Марии Павловны принца Леннарта.
Он приказал оставить нетронутыми комнаты, в которых она провела свои последние часы, чтобы в них все было точно так, как когда она умерла. Он запер их и сам хранил от них ключи, не позволяя никому туда входить.
Он был высоким, как мой отец, таким же широкоплечим и худощавым. Он носил маленькую, аккуратно подстриженную бородку. Его густые волосы были подстрижены ежиком. В своей обычной позе он стоял прямо, с поднятой головой, выпятив грудь, прижав локти к бокам, и пальцами вертел кольцо с драгоценными камнями, которое обычно надевал на мизинец."
У Сергея Александровича был поврежден позвоночник, и его чрезмерно прямая осанка, казавшаяся многим признаком крайнего высокомерия, оьъяснялась просто: Великий князь вынужден был постоянно носить корсет с металлическими вставками.
Самый высокий мужчина на фотографии - Великий князь Сергей Александрович.
"Когда он был раздражен или не в духе, губы его сжимались в прямую линию, а глаза становились жесткими и колючими. Все считали его, и не без основания, холодным и строгим человеком, но по отношению ко мне и Дмитрию он проявлял почти женскую нежность." Многие бы удивились, узнав, что суровый Великий князь сам готовил ванночки для младенцев-племянников, проверял температуру воды, купал малышей, следил за их здоровьем.
В Ильинском. Сергей Алексндрович с семьей.
"Несмотря на это, он требовал от нас, как и от всех проживающих в доме и от своих приближенных, беспрекословного повиновения. Он лично вел финансовые дела, занимался всеми проблемами, связанными с домом и хозяйством, устанавливал распорядок нашей повседневной жизни, и всякое его решение требовало неукоснительного выполнения. Сосредоточенный на себе, испытывающий неуверенность, он не был внутренне свободен, контролировал свои чувства и действовал согласно строгим правилам и монархическим убеждениям. Те немногие, кто его хорошо знал, были глубоко ему преданы, но даже близкие друзья побаивались его, и мы с Дмитрием тоже.По-своему он очень любил нас. Ему нравилось проводить с нами время, и он не жалел его для нас. Но он всегда нас ревновал. Если бы он только знал, как мы обожали отца, он бы этого не перенес.
Тетя Элла — великая княгиня Елизавета Федоровна — была старшей сестрой императрицы Александры Федоровны и одной из самых красивых женщин, каких я когда-либо видела в жизни. Она была высокой и хрупкой блондинкой с очень правильными и тонкими чертами лица. У нее были серо-голубые глаза, на одном из которых было коричневое пятнышко, и это производило необычайный эффект.
Даже живя за городом, тетя много времени и внимания уделяла своему внешнему виду. Дядя, у которого была страсть к драгоценным камням, дарил ей много украшений, и она всегда могла выбрать то, что сочеталось бы с ее одеждой.
Детство мы, по сути, провели рядом с дядей: тетя Элла не проявляла никакого интереса ни к нам, ни к тому, что нас касалось."</div>
Journal information