Общеизвестно, что переворот Елизаветы активно готовили Франция и Швеция. Им казалось, что это беспроигрышная партия: царевна блондинка, дура, интересующаяся только нарядами и развлечениями, мудрых советников у неё нет, а значит, государства, способствовавшие восхождению царевны на престол, смогут добиться страстно желаемого век: загнать Россию в границы Московии
В дипломатической переписке французов обсуждались «пользы» от прихода к власти Елизаветы, которая отдаст «ненужные» ей территории и, «уступая склонности своей, а также и народа, она немедленно переедет в Москву… морские силы будут пренебрежены». Словом, Россия вернется к старине. Так думали многие иностранцы. Финч писал 21 июня 1741 года, что большая часть дворян — «закоренелые русские, и только принуждение и сила могут помешать им возвратиться к их старинным обычаям. Нет из них ни одного, который бы не желал видеть Петербурга на дне морском, а завоеванные области пошедшими к черту, лишь бы только иметь возможность возвратиться в Москву, где вблизи своих имений они бы могли жить с большею роскошью и с меньшими издержками. Они не хотят иметь никакого дела с Европою, ненавидят иноземцев: лишь бы ими воспользоваться на время войны, а потом избавиться от них. Им также противны морские путешествия, и для них легче быть сосланными в страшные места Сибири, чем служить на кораблях».
Суть плана состояла в том, что, пока Елизавета и ее люди готовят мятеж, Швеция объявляет войну России, наступает на Петербург, приводит правительство Анны Леопольдовны к краху, чем и должна воспользоваться Елизавета со своими сторонниками для захвата власти. Но за эту помощь будущая императрица обещает заплатить высокую цену — вернуть шведам значительные территории в Восточной Прибалтике, которые отошли к России по мирному договору в Ништадте в 1721 году.
Забегая вперед, отмечу, что шведы обманывали цесаревну: решение о начале войны с Россией ради реванша было принято в окружении короля Фредерика I задолго до описываемых событий.
Дальнейшее казалось простым: модница-царевна всегда нуждалась в деньгах, да и трон занять очень хотела, а вызвать бескорыстную любовь гвардии, не даря гвардейцам постоянно деньги, было очень сложно. Даже неземная красота царевны могла не сработать.
"Блондинка-дура,-" подумали шведы, и пошли напролом. Надо сказать, французы были умнее: не давили на принцессу. А шведский посол Нолькен предложил ей простой и ясный план: цесаревна подписывает обращение-обязательство к шведскому королю Фредерику I с просьбой помочь ей взойти на престол, король начинает войну против России, его войско наступает на Петербург и тем самым облегчает переворот в пользу Елизаветы. При этом будущая русская государыня должна была заранее согласиться на «все меры, которые Его величество и королевство Шведское сочтут уместным принять для этой цели». В случае исполнения задуманного плана Елизавета обещала бы «не только отблагодарить короля и королевство Шведское за все издержки этого предприятия (иначе говоря, оплатить расходы шведов на войну с Россией), но и представить им самые существенные доказательства [своей] признательности». Это подразумевало уступки значительных территорий в Прибалтике. Во исполнение задуманного плана король обещал передать цесаревне Елизавете через Нолькена огромную сумму в сто тысяч экю. Более того, он потребовал, чтобы цесаревна готовилась бежать в пределы Швеции, «когда наступит момент нанесения решительного удара», дабы потом (добавим от себя, с обозом оккупационной армии) вступить в Санкт-Петербург.То есть, взойти на трон прямо из обоза оккупационной армии.
Ну, тут Елизавета включила блондинку. Она, мол, с радостью подпишет! Широко открывая честные синие глаза и накручивая на палец белокурую прядь, она соглашалась, соглашалась и соглашалась. Но вот незадача! Как только дело доходило до подписи, возникало непреодолимое препятствие: то лакей войдет, то принцессе станет дурно, то надо быстро бежать по очень срочному делу... В общем, до подписи так и не дошло, но французские и щведские деньги текли в кошелек царевны
А потом Елизавета совершила свой ночной переворот без всякой помощи французов и шведов. Шетарди отправился во Францию ( при активной помощи канцлера Бестужева), а шведы, пару раз получив по сусалам от русской армии, с позором были изгнаны из пределов России.
Так маска дуры-блондинки помогла кроткия Елизавет и на трон взойти, и избежав обязательств перед врагами России
Journal information