К наступающей 165-летней годовщине открытия железнодорожного сообщения между С.-Петербургом и Москвой.
========================================
Из текста Высочайшего указа Императора Николая I (данного 1 февраля 1842 года) о начале строительства железнодорожного пути между Санкт-Петербургом и Москвой:
«Нынѣ, по разсмотрѣнiи и разностороннемъ обсужденiи, въ личномъ присутствiи Нашемъ, <…> признавъ за благо даровать отечеству Нашему сообщенiе, котораго устроенiе хотя и сопряжено съ значительными расходами, но обѣщаетъ государству выгоды многоразличныя и соединитъ обѣ столицы какъ бы воедино, Мы положили возвести желѣзную дорогу отъ С.-Петербурга до Москвы, и, по примѣру другихъ державъ, возвести оную на счетъ казны, дабы удержать постоянно въ рукахъ правительства и на пользу общую сообщенiе, столь важное для всей промышленной и дѣятельной жизни государства.
Съ сею цѣлiю, Мы, для устройства с.-петербурго–московской желѣзной дороги, учредили, въ непосредственной отъ Насъ зависимости, особый комитетъ, под предсѣдательством любезнѣйшаго Сына Нашего Его Императорского Высочества Цесаревича Наслѣдника *<…>
Постановивъ такимъ образомъ первыя мѣры къ начатiю дѣла, по обширности и пользѣ своей истинно-народнаго, и желая, чтобы избраннымъ Нами для совершенiя онаго лицамъ преподаны были соотвѣтственныя исполнительныя средства, повелѣваемъ <…> сословiя же владѣльческия и промышленныя уѣздовъ, между столицами лежащихъ, пригласить споспѣшествовать равнымъ образомъ, всѣми мѣстными средствами, къ успѣху дела на пользу и славу Россiи, съ благословенiемъ Божiимъ предпринимаемаго». **
----------------------------------------
*) Для непосредственного руководства и надзора за сооружением дороги был образован специальный Комитет под председательством Наследника Цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), получивший наименование «Комитетъ по устройству С.-Петербурго-Московской желѣзной дороги» и участвовавший во всех действиях по её осуществлению на начальном этапе. После образования Департамента железных дорог, Комитет сохранил за собой общее высшее наблюдение за ходом постройки пути и разрешение важнейших дел по его возведению, превышающих полномочия нижестоящих должностных лиц.
**) Цит. по: Салов В.В. «Начало железнодорожного дела в России. 1836-1885.»
//«Вестник Европы» - СПб., 1899, кн.4 -с.584-586.
Journal information