Николай I принимает парад кораблей. ""Смотр Черноморского флота в 1849 году" Айвазовский
Так было. Но, обращаясь к этому, мы узнаем не только, «какой была Россия», но и что такое Россия. Не будем перечислять здесь внутри- и внешнеполитических достижений. Представляется, что русское чудо той эпохи вполне отразилось в одном эпизоде русско-турецкой войны.
Новый фрегат «Рафаил» во время крейсерства между Трапезундом и Батумом был окружен турецкой эскадрой. Командир корабля, капитан 2-го ранга Стройников, принял решение сдаться. «Это был единственный до Цусимы случай, когда сдался корабль под российским флагом... Рассказывали, что после обмена пленными и возвращения Стройникова Николай Павлович в гневе написал резолюцию: «Разжаловать! В рядовые! Без срока службы! Без права женитьбы! Дабы не плодить в русском флоте трусов!»
В отношении же фрегата «Рафаил» Николай Павлович еще 4 (16) июня в Варшаве написал указ на имя адмирала А.С. Грейга: «... когда он будет возвращен во власть Нашу, то, почитая фрегат сей недостойным носить флаг Российский и служить наряду с прочими судами Нашего флота, повелеваю предать оный огню». Что и было выполнено через четверть века: фрегат, названный турками «Фази-Аллах» («Данный Богом»), был зажжен во время Синопского боя в 1853 году флагманским кораблем адмирала П.С. Нахимова и взлетел на воздух» (Л.В. Выскочков. Николай I. С. 181).
Journal information