31 октября 2015 года завершился третий сезон работы системы городского проката велосипедов «Велобайк». За 6 месяцев работы с его помощью были совершены 879415 поездки или 4779 в среднем за один день. Однако эта цифра не совсем показательна, т.к. в первой половине сезона ещё прокат не был развёрнут на полную мощность. Все положенные по контракту с городом 300 станций на 2600 велосипедов были установлены лишь к середине лета.
Примерно тогда же официальный сайт «Велобайка» начал публиковать статистику количества поездок, совершённых с начала сезона. Я, к сожалению, об этом прознал не сразу, а лишь в середине сентября. Однако благодаря веб-архиву Wayback Machine, а также кэшу Яндекса и Гугла удалось восстановить данные за некоторые предыдущие даты и заодно установить, что их начали обнародовать где-то между 12 и 15 июля.
В ходе дальнейших наблюдений за статистикой Велобайка выяснилось, что цифра на сайте проката обновляется один раз в день и только по будням, примерно в конце рабочего дня. При этом статистика количества поездок, скорее всего, давалась не на текущий момент, а по итогам предыдущего дня.
Гораздо интереснее проанализировать статистику не за конкретные даты, а за более длинные периоды. С учётом неполноты данных можно выделить несколько характерных периодов. В июле и августе среднее число поездок держалось на стабильно высоком уровне в 6-7 тысяч в день. Один прокатный велосипед использовался 2,3-2,7 раза в день.
А вот сразу с наступлением осени картина резко изменилась. В первой половине сентября в Москве установить достаточно прохладная (+12...+17 °C) и мерзкая погода с дождями почти каждый день. В результате с 4 по 17 сентября среднее количество поездок с помощью «Велобайка» упало до 4,1 тысячи в день, а число использований одного велосипеда — до 1,58 раз в день.
Конец же сентября неожиданно порадовал москвичей настоящим бабьим летом и рекордно тёплой погодой. Примерно на 10 дней в Москве установилась нехарактерная для этого времени года жара с температурами в районе +25 °C и выше. В результате среднее количество поездок на прокатных велосипедах с 18 по 27 сентября оказалось даже выше, чем летом и составило рекордные 7,3 тысячи в день. Это же положительно сказалось и на показателях сентября в целом. В этом месяце один велосипед в среднем использовался почти два раза в день.
Далее природа всё же взяла своё. Пока в начале октября средние дневные температуры ещё держались в районе +15 °C, с помощью велопроката совершалось в среднем 3,6 тысяч поездок в день (с 28 сентября по 5 октября). А вот, как только столбик термометра перестал подниматься выше +7 °C, число поездок упало до 2 тысяч в день (с 6 по 20 октября). Когда в конце октябре температура стала приближаться всё ближе к нулю, количество использований велопроката ещё снизилось — до 1,5 тысяч в день (с 21 по 31 октября).
В целом за октябрь с помощью «Велобайка» в среднем совершалось 2102 поездок в день, а один велосипед использовался менее одного раза в день. Это в три с лишнем раза меньше, чем в июле и августе. Таким образом, можно констатировать, что тенденции реальной продолжительности велосипедного сезона с мая по сентябрь, наблюдаемые в Хельсинки и ряде других городов со сходным с Москвой климатом, характерны и для нашего города. Находит своё подтверждение и выдвинутая в прошлый раз гипотеза о том, что велосипедная инфраструктура востребована большинством пользователей лишь в периоды со средней температурой более +15 °C, а при более низких температурах число поездок на велосипедах резко падает. Поэтому возможная реализация настойчивых предложений ряда велоактивистов ДепТрансу, продлить работу городского велопроката на зиму, выглядит, мягко говоря, слабо оправданной. Скорее наоборот вызывает сомнение необходимость функционирования Велобайка на 30% от максимума (т. е. по сути вхолостую) в октябре. С учётом высокого уровня субсидирования, возможно, стоит рассмотреть вопрос о приведении времени работы велопроката в соответствие с московским велосезоном и сократить его до сентября. Впрочем, вероятно, отчасти выводы ДепТрансом на сей счёт были сделаны и в этом году «Велобайк» был запущен не 1 мая, а уже 21 апреля. Поэтому возможно, что и закончит он свою работу также не 31 октября, как год назад, а несколько раньше.
Всего за рассматриваемый период с 15 июля по 31 октября с помощью «Велобайка» велопроката было осуществлено 549715 поездок. Ежедневно в среднем совершалось 5043 поездки, а один велосипед использовался 1,94 раза за день. Если экстраполировать первую цифру на все 184 дня работы велопроката и предположить, что он с первого дня функционировал бы в полную силу со всеми 300 станциями и 2600 велосипедами, то за весь сезон могло бы быть сделано 927912 поездок.
Бюджет Москвы и спонсоры в лице Сбербанка и Банка Москвы выделяют на работу «Велобайка» в общей сложности 300 млн рублей за сезон. Таким образом, размер субсидий для каждой из этих 928 тысяч поездок на прокатных велосипедах в 2015 году составляет 323 рубля. Это вдвое больше себестоимости одной поездки на московском монорельсе, которая по данным ДепТранса составляет 160 рублей. При этом вокруг убыточности монорельсовой системы, перевёзшей 5,7 млн пассажиров в 2014 году, сломано миллион копий и её в ближайшие годы вроде собираются всё-таки сносить. А вот себестоимость перевозок с помощью городского велопроката, к сожалению, пока широко не обсуждается общественностью.
http://bzikoleaks.livejournal.com/46449.html
Journal information