my_sea (mysea) wrote,
my_sea
mysea

Categories:

Эстетика нацизма для побежденной России

"Россия - побежденная держава. Она проиграла титаническую борьбу… Сейчас не надо подпитывать иллюзии о великодержавности России. Нужно отбить охоту к такому образу мыслей... Россия будет раздробленной и под опекой".
Збигнев Бжезинский.



После общенационального праздника, Дня Победы, после шествия многомиллионного "Бессмертного полка" по всей стране, после слез ветеранов и гордости за нашу историю - построенный за 7 млрд руб. бюджетных денег "Ельцин-центр" опять бьет под дых. Оказывается, у нацистов было больше эстетики, у нас же эстетики не было, но зато тоже было "что-то вроде фашизма - да какая разница".

"Тоталитарное искусство 30-х годов" – так называлась встреча, которая прошла 11 мая в центре имени "человека, променявшего огромную державу на граненый стакан".

"В 20-е годы прошлого века в Германии возникает экспрессионизм – стиль, который поразил весь мир. Однако с приходом к власти в Германии нацистов это течение было объявлено "дегенеративным", и работы экспрессионистов начали уничтожать. Третий рейх создал собственный стиль – наци-арт, самой знаменитой представительницей которого стала Лени Рифеншталь. Одновременно этот стиль развивался в Италии, где к власти тоже пришли фашисты. В СССР в это время нарождается свой стиль – социалистический реализм, который имеет много сходных черт со стилем Третьего рейха", - такое описание дает "Ельцин-центр".

И за 100 руб. можно было прослушать лекцию не только об искусстве 1930-х гг., но и о том, что советский народ-победитель и русский народ – это закомплексованная, неполноценная нация, сравнимая с фашистами в Германии. И самое интересное: что у России есть идеология – имперская идеология завоеваний, а Советский Союз был фашистским (или чем-то вроде этого) государством, даже хуже, чем нацистская Германия. На этой лекции побывал и корреспондент Накануне.RU.

выступала Ольга Сергеева – психолог, искусствовед, кандидат философских наук. Все начиналось довольно безобидно – лектор рассказывала о картинах, искусство называла искусством, фашистов в Германии называла фашистами. Но в один момент начались "лирические отступления".

"Никого из них (художников "дегенеративного искусства", - прим. ред) не убивали [нацисты]. Это не был сталинский режим – никто из них не умер, роясь в отбросах от голода, как Мандельштам в ГУЛАГе. Я даже перечислять не буду эти имена, тысячи, миллионы, которые умерли в сталинских лагерях, как собаки просто сдохли там, их просто не кормили там, они сдохли от истощения. Я не хочу даже касаться этой темы", - вдруг "разоткровенничалась" Ольга Сергеева.

Искусствоведу и психологу действительно лучше бы не касаться вопросов истории, надо бы напомнить, что мифы о "миллионах загубленных душ в лагерях" уже давно развенчаны. Об этом Накануне.RU рассказал исследователь советской эпохи, автор книг по истории сталинского периода и Великой Отечественной войны Игорь Пыхалов:

"Если брать места заключения, то за все время правления Сталина там суммарная смертность будет около 1,5 млн. Но что важно отметить - максимальная смертность в ГУЛАГе и местах заключения была в первые годы Великой Отечественной войны. Как только у нас ситуация нормализовалась, то также и упала смертность в местах заключения, и в последние годы жизни Сталина там смертность составляла меньше 1%".

А Ольга Сергеева тем временем рассказывает, что нацисты не убивали художников (может, они вообще никого не убивали?), зато в Советском Союзе в лагере от тифа умер Мандельштам, который полез в политику.

"Наши "обличители" любят заявлять, что якобы во время Сталина все сидели невинно, но если мы посмотрим на контингент лагерей, то заметим, что по большей части правления Сталина там уголовный контингент преобладал над политическим. Произошел перекос только во время Великой Отечественной войны, потому что политических преступников оказалась масса – это были власовцы, полицаи, "лесные братья", перебежчики, предатели. Но в любом случае, садили людей не огульно, а проводя следствие", - пояснил исследователь советской эпохи Игорь Пыхалов.

Тут следует сказать про само сравнение Советского Союза с нацистской Германией по принципу тоталитаризма. "Эксперт" "Ельцин-центра" просто "подсунула" СССР под это определение. А его в свое время подверстал Збигнев Бжезинский – идеолог развала не только СССР, но и России.


Гитлер на выставке: к авторам "дегенеративного искусства" проявлял человеколюбие

И тут начинается грань, за которую преступают такие "эксперты" вроде Сергеевой. Попытаться уравнять нацистскую Германию с СССР (уже сама по себе вопиющая задача) оказывается мало - они вдруг начинают искать хорошее в режиме Гитлера. Спустя примерно час рассказов о "тоталитарном СССР", об искусстве Третьего рейха в параллели с Советским Союзом, лектора – психолога, искусствоведа, кандидата философских наук – просто "прорвало" на политику – от советской эпохи до нынешнего дня.

"Конечно, это тема сложная, она нас задевает очень сильно, задевает наш плюрализм, который существует между нашим искусством 30-х годов и фашистским искусством... Но просто в немецком искусстве было больше эстетики. И конечно, этого чувства превосходства у наших не было, в нашей идеологии этого не было. Наше превосходство, имперское, оно в другом – мы сейчас видим его хорошо. Сейчас действительно говорят, что не было у нас идеологии, а сейчас мы понимаем нашу идеологию прекрасно – наша идеология воевать везде. Вот наша имперская идеология. Она идет гораздо раньше того искусства, которое мы сейчас видели, потому что идея, что Москва – Третий Рим, возникла ведь не в советское время… Когда она возникла, кто мне скажет? Ну, в общем, это идея очень древняя, видимо", - и это Ольга Сергеева только начала.



Выясняется, что искусствовед и кандидат философских наук не знает или не понимает смысла фразы "Москва – Третий Рим". Смысл этой фразы не в том, что Москва – империя, как Рим, далеко нет, смысл в том, что Москва – наследник православия. Первым Римом был тот самый Рим – откуда зародилось православие; вторым Римом считается Византия, которая православные традиции сохранила и передала в Москву – Третий Рим.

А мы снова обратимся к смыслу сказанного – оказывается, наша идеология – это война и имперские завоевания. И это все подпадает под тренд "Россия – агрессор", которым пугают Европу. "Мы - агрессоры" - как бы говорит лектор?

"И эта спесь русская всегда является следствием – тут я как психолог должна сказать неприятную вещь – она всегда является следствием комплекса неполноценности, товарищи, и больше ничего. То есть это потребность в реванше. Та самая потребность, которая породила Третий рейх – им нужен был реванш, вот они его и создали, провели таким вот образом. Это грустная истина, но, к сожалению, это так. … Сейчас он (комплекс неполноценности) проявляется в идее исключительности русских. Вот немцы создали тему исключительности … Когда возникает эта тема превосходства, она всегда носит комплексуальный характер, это была идея компенсировать свое поражение в Первой мировой войне. Потому всегда, когда нация думает, что она какая-то особенная – это значит, ей нужна компенсация, что чувствует она себя очень хреново", - заключила искусствовед и философ.
- See more at: http://www.nakanune.ru/articles/111699/#sthash.BJrfCIE6.dpuf

Tags: история Германии, культура, фашисты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Памятник убийце Чапаева

    Знаете такого военного журналиста - Александра Сладкова? Бог войны, как все военжуры. Так вот, его предку памятник поставили. В селе Красное…

  • Ушедший в море

    Несколько лет назад у берегов Филиппин был обнаружен дрейфующий корабль с мумией капитана на борту. Выяснилось, что это был немецкий…

  • Исконные европейские ценности

    Фотография 1955 года во время французской оккупации Конго, когда отец привёл африканского ребенка к своим детям, чтобы развлечь их. Только в Конго…

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments