my_sea (mysea) wrote,
my_sea
mysea

Categories:

Битва с космополитами: последний день из жизни Мики Морозова, 9 мая 1952 года

Оригинал взят у vakin в Битва с космополитами: последний день из жизни Мики Морозова, 9 мая 1952 года


Облако золотистых кудрей, океан распахнутых глаз, неуёмная живость и вдохновенный интерес. То ли Амур, то ли Купидон, — лучший в серии морозовских портретов кисти "придворного" живописца Валентина Серова. "Несчастные" семиклассники до сих пор пишут по нему проникновенные трактаты на уроках русского языка. Мика Морозов, наследный принц фамильной империи купцов, фабрикантов и меценатов, плод его тверской ветви, ведущей начало от Абрама Саввича. Величественный ансамбль причудливых краснокирпичных казарм, принадлежавшего им Товарищества Тверской Мануфактуры, ныне красиво разрушается в одном из уголков нашего города, привлекая внимание киношников и любителей русского модерна.


Мика Морозов в кресле, 1904 год. «Россия: XX век в фотографиях 1900-1917» МДФ, 2007

Все, кто когда–либо писали о профессоре Морозове, не могут удержаться, чтобы не начать свою хвалебную песнь с его знаменитого детского изображения. Но разговор пойдёт о более поздних событиях и в другой стране.

Новая власть зачла Морозовым их прежние спонсорские заслуги: последних, не уехавших членов семейства, сталинские лагеря обошли стороной. Впрочем, Мика, ставший Михаилом Михайловичем, и так был далёк от "государевой" службы и политики, проводя время среди пыльных фолиантов, шекспировских страстей, научных споров и любознательных студентов.

Недавно в воспоминаниях Александра Летенко попался на глаза любопытный рассказ о последнем дне жизни героя серовской картины, оставивший, тем не менее, двоякое впечатление. Попытаюсь коротко и своими словами.

В 1952 году руководство Страны Советов надумало привлечь к восстановлению народного хозяйства западных инвесторов, не забыв и своих бывших соотечественников: купцов и промышленников Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Мамонтовых и иже с ними, в надежде, что те по–прежнему в деле и при деньгах. В процессе обсуждения неизбежно возникал вопрос: кто же станет связующим звеном между сталинским кабинетом и русской диаспорой. Нужен был известный человек, обладающий определённым уровнем образования и воспитания, способный внушить доверие искушённой эмигрантской братии.



Большинство из возможных кандидатур уже давно пребывало на небесах, заботливо туда отправленное, как вдруг вспомнили про "младшего" Морозова. В тот же день, а было это на 9 мая (которое в то время оставалось рабочим днём безо всяких парадов), на зловещем чёрном лимузине бледного Михаила Михайловича доставили в кабинет Анастаса Микояна. Заслуженный Член ЦК, не откладывая в долгий ящик, оперативно набросал ситуацию, и профессор Морозов, подумав, согласился. Для придания весомости образа "успешного советского человека" было решено кардинальным образом изменить его социальный статус и материальное положение: до сего момента известный учёный и отпрыск знатного купеческого рода проживал в коммуналке, перебиваясь скромным заработком преподавателя.

Тут же, в присутствии смущённого респондента, Микоян продиктовал помощнику список необходимых товаров и услуг, "которыми следует срочно и безотлагательно обеспечить товарища М.М.Морозова". В перечень вошли: приличная одежда, солидная должность и достойная зарплата, отдельная, обставленная мебелью, квартира где–нибудь на Фрунзенской или Кутузовском, оборудованная для приёма гостей и расположенная в "рублёвом" месте дача, персональный автомобиль и прочее, что мог бы ещё пожелать сам Михаил Михайлович.

Сражённого открывшимися перспективами профессора отправили домой всё на том же сверкающем лимузине, что вызвало ошеломительный эффект теперь уже у встревоженных соседей. Вкратце доложив им подробности своего пребывания "наверху" и образовавшегося нового положения, Михаил Михайлович прошёл в свою комнату, прилёг на диван передохнуть... и умер.

В финале Александр Летенко пишет, что Мика не выдержал обрушившихся на него положительных эмоций. Я почему–то особенно не верю именно в их положительность.

С подачи Стаса Садальского рассказ Летенко растащили на цитаты. Но так ли всё это было на самом деле? Проливающее свет продолжение в первых комментариях.

На кдпв: Валентин Серов "Портрет Мики Морозова", 1901, ГТГ

Источник - dirty.ru


Tags: история России, картины
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments