my_sea (mysea) wrote,
my_sea
mysea

К вопросу о реабилитации графа Толстого

Оригинал взят у sozecatel_51 в К вопросу о реабилитации графа Толстого
«Анафема»
Нынче, как и прежде, едва ли на каждом шагу можно слышать утверждение, что граф Л. Толстой был предан Церковью анафеме. В свою очередь служители РПЦ методично, но малотиражно, разъясняют, что никакой анафеме граф предан не был, но был лишь отлучен от церкви. Но, похоже, без толку.


Любопытно, что претензии к РПЦ по ее состоянию на 1901 г., когда состоялось отлучение графа и нынешней исходят от тех, кто в церковь не ходит и даже существование Бога не признает. И это наводит на размышления.
Казалось бы, если Бога нет, а священнический и монашеский «корпус» - суть «захребетники трудового народа», то какой смысл предъявлять ему претензии в связи с отлучением графа? Куда логичнее было бы всячески поддерживать решение Синода от 20-22 февраля 1901 г. и не ходатайствовать перед Патриархом о «реабилитации» графа, как это сделал в 2010 году Председатель Книжной палаты РФ В.С. Степашин! Тут что-нибудь одно: или граф «заслужил» отлучение, или «не заслужил». А если «не заслужил», то получается, что «Бог есть», ибо «наличие» Бога как такового – как «идеи» - граф не отрицал, а выступал всего лишь с достаточно примитивной ересью собственного изготовления, которую разделяют его современные «правозащитники».

Но откуда есть пошла молва об «анафеме графу»? Думается, все дело в короткометражном фильме «Анафема», снятого на киностудии «Ленфильм» в 1960 г. по мотивам одноименного рассказа бывшего русского офицера А. Куприна (режиссер С. Гиппиус, сценарист Л. Соловьев). Фильм этот во времена буйного хрущевского мракобесия частенько крутили по телевидению. Но были и телепередачи, одна из которых задержалась в детской памяти. В ней опять-таки говорилось об «анафеме», а граф представал перед зрителем на картинке в образе вольного хлебопашца.
Конечно, первоисточником «дезы» был Куприн, однако фильму посмотрело куда больше народу, нежели прочло его рассказ 1913 года.

Любопытно, что мелкий подлог совершила С. Розанова в Предисловии к семьдесят третьему и семьдесят четвертому томам полного собрания сочинений Толстого: «По инициативе Победоносцева и с благословения Николая II синод приказал предать имя Льва Толстого, «еретика и вероотступника», «проклятию и анафеме».

«Чиновники в рясах», «жандармы во Христе» просчитались. Демонстрация сочувствия опальному писателю, многочисленные письма и приветствия с разных концов России и из-за границы говорили о том, что Толстой в глазах общественности приобрел ореол политического борца, жертвы своих высоких и гуманных демократических убеждений. Поток приветствий, полученных «от сановников до простых рабочих», был так велик, что Толстой счел нужным отозваться специальным письмом, посланным в редакции газет».

«Синод приказал предать имя Льва Толстого, “еретика и вероотступника”, “проклятию и анафеме”».
Товарищ Розанова вроде бы и не сказала, что Толстой был предан анафеме, однако слово это прозвучало и сознании читателя отложилось. И не ясно даже, кто был больший шулер: г-н. Куприн или тов. Розанова.

Ясно одно: за карточным столом за подобные фокусы оба могли получить от всей души канделябром.

Ответ же Толстого Синоду был перепечатан во всех английских газетах.

Так что же в действительности сказал Синод? А сказал он вот, что: «... въ наши дни, Божіимъ попущеніемъ, явился новый лжеучитель, графъ Левъ Толстой. Извѣстный міру писатель, русскій по рожденію, православный по крещенію и воспитанію своему, графъ Толстой, въ прельщеніи гордаго ума своего, дерзко возсталъ на Господа и на Христа Его и на святое Его достояніе, явно предъ всѣми отрекся отъ вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятилъ свою литературную дѣятельность и данный ему отъ Бога талантъ на распространеніе въ народѣ ученій, противныхъ Христу и Церкви, и на истребленіе въ умахъ и сердцахъ людей вѣры отеческой, вѣры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселѣ держалась и крѣпка была Русь святая.
Въ своихъ сочиненіяхъ и письмахъ, во множествѣ разсѣеваемыхъ имъ и его учениками по всему свѣту, въ особенности же въ предѣлахъ дорогаго Отечества нашего, онъ проповѣдуетъ, съ ревностью фанатика, ниспроверженіе всѣхъ догматовъ Православной Церкви и самой сущности вѣры христіанской: отвергаетъ личнаго живаго Бога, во Святой Троицѣ славимаго, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицаетъ Господа Іисуса Христа — Богочеловѣка, Искупителя и Спасителя міра, пострадавшаго насъ ради человѣковъ и нашего ради спасенія и воскресшаго изъ мертвыхъ, отрицаетъ безсѣменное зачатіе по человѣчеству Христа Господа и дѣвство до рождества и по рождествѣ Пречистой Богородицы Приснодѣвы Маріи, не признаетъ загробной жизни и мздовоздаянія, отвергаетъ всѣ таинства Церкви и благодатное въ нихъ дѣйствіе Святаго Духа и, ругаясь надъ самыми священными предметами вѣры православнаго народа, не содрогнулся подвергнуть глумленію величайшее изъ Таинствъ, святую Евхаристію.
Все сіе проповѣдуетъ графъ Левъ Толстой непрерывно, словомъ и писаніемъ, къ соблазну и ужасу всего православнаго міра, и тѣмъ не прикровенно, но явно предъ всѣми, сознательно и намѣренно отторгъ себя самъ отъ всякаго общенія съ Церковію Православною. Бывшія же къ его вразумленію попытки не увѣнчались успѣхомъ. Посему Церковь не считаетъ его своимъ членомъ и не можетъ считать, доколѣ онъ не раскается и не возстановитъ своего общенія съ нею.
Нынѣ о семъ свидѣтельствуемъ предъ всею Церковію къ утвержденію правостоящихъ и къ вразумленію заблуждающихся, особливо же къ новому вразумленію самого графа Толстого. Многіе изъ ближнихъ его, хранящихъ вѣру, со скорбію помышляютъ о томъ, что онъ, на концѣ дней своихъ, остается безъ вѣры въ Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись отъ благословеній и молитвъ Церкви и отъ всякаго общенія съ нею.
Посему, свидѣтельствуя объ отпаденіи его отъ Церкви, вмѣстѣ и молимся, да подастъ ему Господь покаяніе въ разумъ истины (2 Тим. 2, 25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грѣшныхъ, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.
Подлинное подписали:
Смиренный Антоній, Митрополитъ С.-Петербургскій и Ладожскій.
Смиренный Ѳеогностъ, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.
Смиренный Владиміръ, Митрополитъ Московскій и Коломенскій.
Смиренный Іеронимъ, Архіепископъ Холмскій и Варшавскій.
Смиренный Іаковъ, Епископъ Кишиневскій и Хотинскій.
Смиренный Маркеллъ Епископъ.
Смиренный Борисъ Епископъ.
Источникъ: Опредѣленіе Святѣйшаго Сѵнода, отъ 20-22 февраля 1901 года № 557, съ посланіемъ вѣрнымъ чадамъ Православныя Грекороссійскія Церкви о графѣ Львѣ Толстомъ. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе съ прибавленіями. № 8. — 24 Февраля 1901 года. — CПб.: Сѵнодальная Типографія, 1901. — С. 45-47.

Итак, Синод всего лишь «засвидетельствовал об отпадении графа Толстого от Церкви» и обратился к православным: «Вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины».
И где же здесь «анафема»?

Более кроткого ответа на жуткие хулы графа трудно себе вообразить.

Если решение Синода и после этого кто-то сочтет дерзким и немилосердным, то прибегнем к некой аналогии. Вот есть известный режиссер, публично спаливший на камеру свой партбилет и много чего сказавший нелицеприятного и «дерзостного» о КПСС, большевизме, его лидерах и «реальном социализме». Попутно он публично издевался над содержанием Программы КПСС и игнорировал положения ее Устава.

А теперь вообразите себе, что некие представители «прогрессивной общественности» станут возмущаться тем, что ЦК компартии «констатировал выпадение тов. NN. из рядов строителей коммунизма» и потребуют его партийной реабилитации и выдачи «незаконно репрессированному» дубликата сожженного им публично партбилета. В подтверждение своей позиции они напомнят, что в свое время тов. NN поставил некий спектакль, в котором он с любовью и нетрадиционно вывел образ Ильича.

Когда же руководство компартии согласится принять режиссера в лоно своей организации с тем лишь условием, что он «признает перед партией свои ошибки», «прогрессивная общественность» вновь начнет срываться с цепи, обвиняя лидеров коммунистов во всех тяжких грехах.

И в том будет образ графской «анафемы».


Tags: Толстой, литература
Subscribe

Posts from This Journal “литература” Tag

  • Неисполненное завещание лорда Байрона

    Lord Byron (1788 - 1824), who died on April 19, on his deathbed by Joseph Denis Odevaere. "Я надеюсь, —​ писал Байрон перед смертью, —​ никому не…

  • Лев Толстой в конце 1850-х годов

    Какой-то такой вот, тридцатилетний, Толстой написал "Войну и мир", а не дедушко с мусорной бородой. Страшно сказать, но и "Анну Каренину" такой (…

  • Постэпидемия

    С сегодняшнего дня с прямым участием #ActaDiurna запускается проект "Постэпидемия", в котором согласились принять участие практически все…

  • Электронный концлагерь от Apple

    Apple запустила на своем сайте сервис, который показывает статистику по передвижению людей во время пандемии. Информация доступна по 63 странам, в…

  • Советская литература о Гражданской войне

    Даже не верится, что это печатали. Серафимович. "Железный поток"

  • Всё обошлось

    Кто вчера переживал по поводу адовых злоключений лорда Пауэрскотта в кровавых подвалах Фонтанки, где садист Хватов оживлял картины мучений и…

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments