my_sea (mysea) wrote,
my_sea
mysea

Categories:

К 201-летию Михаила Лермонтова: фейк 19го века

Оригинал взят у ladik2005 в Фейк 19го века
Кто сыграл злую шутку, приписав русскому гению Михаилу Лермонтову стишки про «немытую Россию»? Не заезжий иностранец, высосавший из пальца всю историю про «потемкинские деревни», а сочинивший пародию разночинец. Но куда более виновна советская школа, которая упрямо навязывала эту дешёвку в качестве строк великого классика.

Эти восемь строчек входили в советские собрания сочинений М.Ю. Лермонтова со скромной пометкой «приписывается»:

Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ. И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей, от их всевидящего глаза, от их всеслышащих ушей.
В 1989 году советский писатель и критик Владимир Бушин предложил лермонтоведам внимательно перепроверить их авторство. Предоставим слово специалистам.

Академик Н.Н. Скатов в своей статье к 190-летию Михаила Лермонтова подтвердил: "Все это вновь и вновь заставляет возвращаться к одному из самых известных приписываемых Лермонтову стихотворений. Как известно, автографа этого стихотворения нет. Что ж, бывает. Но за тридцать с лишним лет не появилось и никаких свидетельств о какой-либо изустной информации: это о лермонтовском стихотворении такой степени политического радикализма! Нет и ни одного списка, кроме того, на который ссылается П.И. Бартенев, с чьей подачи и стало известно в 1873-м году стихотворение, и который тоже якобы утерян. Кстати сказать, речь в стихотворении о желании укрыться за «стеной Кавказа» в то время, как Лермонтов ехал служить на Северный Кавказ, то есть, строго говоря, в места до этой «стены». Наконец, главное, — это противоречит всей системе взглядов Лермонтова, всё более укреплявшегося в своем русофильстве, которого даже называют русоманом и который пишет (вот здесь-то автограф в альбоме Вл.Ф. Одоевского как раз сохранился): «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем. Сказывается сказка: Еруслан Лазаревич сидел сиднем 20 лет и спал крепко, но на 21-м году проснулся от тяжкого сна — встал и пошел… и встретил он 37 королей и 70 богатырей и побил их и сел над ними царствовать… Такова Россия…»

В 2005 году опубликована статья кандидата философских наук из Нижнего Новгорода А.А. Кутыревой, которая убедительно доказала настоящее авторство. Но сначала небольшое предисловие. Кутырева пишет: «Литературоведы, дорожащие своей репутацией, обычно оговаривают отсутствие автографа и никогда не приписывают произведение автору, не имея хотя бы прижизненных списков. Но только не в этом случае! Обе публикации — П.А. Висковатова, а затем П.И. Бартенева, хотя они не однажды уличались в недобросовестности, — были приняты без сомнений и в дальнейшем споры шли лишь по поводу разночтений. Аргументы противников авторства Лермонтова в расчет не принимались. Стихотворение стало каноническим и включено в школьные учебники как шедевр политической лирики великого поэта.

Именно из-за первой строки стихотворение стало популярным, а для некоторых сейчас — сверхактуальным. Сегодня каждый, кто говорит и пишет о России пренебрежительно, с издёвкой, с полным неприятием её общественного, как дореволюционного, так и послереволюционного строя, всенепременно процитирует знаменитую строчку, беря её себе в союзники и ссылаясь на авторитет великого национального поэта. Более сильный литературный аргумент для опорочивания России, чем ссылка на её национального поэтического гения, трудно придумать».

Прежде, чем назвать имя автора, обратим внимание на несколько особенностей упомянутого стихотворения. Прежде всего прилагательное «немытая». Обратимся к старшему собрату Лермонтова. В своем сочинении «Путешествие из Москвы в Петербург» — уже самим названием Пушкин полемизирует с нашумевшим сочинением либерала Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» — Александр Сергеевич приводит следующий диалог автора с англичанином:

Я: Что поразило вас более всего в русском крестьянине?

Он: Его опрятность, смышлёность и свобода.

Я: Как это?!

Он: Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню, умывается каждое утро, сверх того, несколько раз в день моет себе руки. О его смышлености говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия. Никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны…

Я: Справедливо. Но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?!

Он: Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?
Автор стихотворения «Смерть поэта» и «Родина», человек своего времени, русский дворянин и офицер не мог так выразиться о России. А кто мог? Человек другого исторического времени и происхождения.

Кутырева сообщает, что это стихотворение, скорее, пародирует пушкинские строки «Прощай, свободная стихия!», а нигде более не встречающиеся у Лермонтова «мундиры голубые» появляются в сатирической поэме «Демон», написанной в 1874–1879 годах бывшим чиновником Министерства внутренних дел, открывшим в себе дар поэта-сатирика Дмитрием Дмитриевичем Минаевым.

Именно в пореформенную эпоху среди интеллигенции и полуобразованщины стало модным ругать не только правительство, но и Россию. К концу царствования Николая Первого дошло до идиотизма и дикости — образованные люди желали, чтобы нас побили в Севастополе и Крымской войне! И когда это, к сожалению, случилось, в выигрыше остались исключительно враги России. Дети попов да чиновников ненавидели не только свой класс, своё окружение, своё правительство, но и весь русский народ. Этой бациллой заразились большевики, также желавшие поражения в войне с Японией и Германией. Их наследники внесли мерзопакостный стишок, приписав его Лермонтову, в школьные хрестоматии, чтобы тлетворный душок распространялся на следующие поколения.

Надеемся, что правда будет восстановлена уже не только в трудах литературоведов, но и в школьных учебниках. Это гораздо важнее.

Ссыль: http://www.pravda.ru/science/mysterious/human/28-03-2014/1202147-lermontov_russia-0/

А вот и предполагаемый истинный автор стишка:



Родился в семье офицера, Дмитрия Ивановича Минаева, поэта, переводчика «Слова о полку Игореве». В 1847—1851 годах обучался в Дворянском полку (курса не окончил).

В 1852 году сдал экзамены на первый классный чин и около трёх лет служил в Симбирской казенной палате. В 1855 году переехал в Петербург, где устроился чиновником Министерства внутренних дел.

В 1857 году ушёл в отставку и занялся только литературной работой. В начале Минаев печатается во второстепенных петербургских журналах и газетах, выступая с лирическими, а затем и сатирическими стихотворениями и переводами. В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где развернулось дарование Минаева как поэта-сатирика.

В 1862 году несколько месяцев редактировал сатирический журнал «Гудок». Примыкая к некрасовской школе, в своих стихах занимал левые радикально-демократические позиции, выражал сочувствие угнетённой деревне, «обличал» (применительно к поэтам-сатирикам его круга «обличительство» и «обличительная литература» стали в критике того времени почти терминологическими) либералов, бюрократов, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал поэтов, относимых им к сторонникам «чистого искусства» (А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. Ф. Щербину, В. В. Крестовского и других). Приобрёл известность как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура.

В своей литературной деятельности Минаев много занимался переводческой работой. Он перевёл Дж. Байрона («Дон Жуан», «Чайльд Гарольд», «Беппо», «Манфред» и «Каин»), Данте («Божественная комедия»), Гейне («Германия»), А. Мицкевича («Дзяды» (польск.)русск.), П. Б. Шелли («Освобождённый Прометей»), стихотворения и пьесы Гюго, Барбье, Виньи, Мольера, Сырокомлю, Ювенала и многих других. Заслугой Д. Д. Минаева является знакомство русской читающей публики с произведениями европейской литературы.

После каракозовского выстрела, в конце апреля 1866 года, Минаев был арестован за сотрудничество в журналах, «известных своим вредным социалистическим направлением, в особенности „Современнике“ и „Русском слове“», и просидел в Петропавловской крепости около четырёх месяцев.

В конце 1887 года Д. Д. Минаев с женой приезжает в Симбирск, где на Нижне-Солдатской улице, около реки Свияги, покупает дом с флигелями и садом. Скончался поэт 10 (22) июля 1889 года в Симбирске, после тяжёлой болезни.

Ссыль: https://ru.wikipedia.org/wiki/Минаев,_Дмитрий_Дмитриевич

5 копеек: так или нет, то пусть разбираются литературоведы - им за то платят. Причём не те, кому платит США. В Лермонтова сии вирши не больно то и укладываются - типаж не тот. Вот в либерастов/социалистов/западников 19 века, то да. И крайне печально, когда идеологи СССР всех, кто цеплял Россию и царя, скопом записывали в предтечи революции, чем опошлили собственную историю.

А либеральный/социалистический/западнический паноптикум в 19 веке тот ещё серпентарий был. В точности такой же, как сегодняшний зоосад белоленточных. Один Герцен чего стоит.

И таки да. Опальный борзописец домик себе купил, устав от трудов. С садом. Ничего не напоминает?
</div></div>
Tags: история России, литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Трамвай "Желание" - фильм о женщине-дьяволе

    Пересмотрела « Трамвай Желание» с Вивьен Ли и Марлоном Брандо. Как же меняется восприятие со временем! Во-первых, молодой Брандо хорош и…

  • Зулейха?

    Увидела рекламу фильма "Зулейха открывает глаза". Сразу скажу, нет, не читала. И скорее всего, смотреть не буду. Не принципиально не буду, а просто…

  • Когда хозяин на карантине...

    Котик продукты привезет, и обед приготовит. Цените, человечешки, хозяйскую заботу Котики устают до изнеможения и самоизолируются, как могут…

  • Сегодня слушаем оперу в Большом

    Сейчас доступна онлайн опера "Борис Годунов". https://www.youtube.com/watch?v=YSG0d2MFgsc&feature=youtu.be 10-го - Щелкунчик

  • Для чего это?

    Вроде, эти девушки не похожи на известных бандитов-"попрыгунчиков", так зачем им такое странное приспособление? Для отработки летящей походки?

  • Тяжелая перспектива Собянина

    Вы толстеете на себе на диване, а кто-нибудь подумал, что ждет мэра Москвы? Каково ему сейчас думать о будущем, вы знаете? Мне, например, даже…

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment